Актёр, музыкант и поэт Пётр Мамонов в современной российской культуре — личность неоднозначная. Он совершенно не стремится кому-то понравиться, а просто живёт, даёт редкие концерты и музыкальные спектакли. Но с теми, кому это действительно важно, Пётр Николаевич охотно делится своими размышлениями о жизни, о добре и зле.
Печатник, грузчик, лифтёр и банщик
14 апреля 1951 года в семье переводчицы скандинавских текстов и специалиста в области доменных печей никто не мог даже предположить, что их новорождённый сын станет столь знаковой персоной. Одна из самых колоритных и самобытных фигур русского рока, Пётр Мамонов рос на Большом Каретном.
Гиперактивность и стремление к эпатажу постоянно заставляли совершать необычные поступки. В молодости он часто находился в среде московских хиппи, хотя часто конфликтовал с ними. Во время одной из драк ему пробили грудную клетку в области сердца — и только после нескольких хирургических операций Мамонов вышел из комы. Подростком он одевался, как стиляга, и даже ходил по улице с ручкой от унитаза вместо серьги.
В анкетной графе «образование» написано «незаконченное высшее», что не мешает Мамонову быть полиглотом: он в совершенстве владеет норвежским и английским языками. Переводы Петра публиковались во многих книгах. Трудовая биография складывалась «традиционно» для советского рок-музыканта: был печатником в типографии, а также грузчиком, лифтёром и банщиком.
«Звуки Му»
Было время, Мамонов красил зубы чёрной краской через один, бился на сцене в странном танце и пел: «Всё равно опять напьюсь! Шуба-дуба блюз!» Мамонов писал стихи всегда, а с 1980 года начал сочинять песни. В 1983 году он создал экстравагантную рок-группу «Звуки Му», которая выпустила около 20 альбомов. Происхождение названия коллектива туманно, сам Мамонов не в силах припомнить обстоятельства: «Просто как-то удачно ляпнул».
Известный музыкальный критик Артемий Троицкий обозвал его «русской народной галлюцинацией». В 1988 году в Советский Союз приезжает английский продюсер Брайан Ино. Артемий Троицкий презентует западному гостю русское рок-чудо — «Звуки Му».
Бешеное шоу Мамонова очаровывает Ино, Брайан становится продюсером альбома «Му», предназначенного для западного рынка. Впечатление, которое произвели «Звуки» на любознательного гения-продюсера, казалось закономерным. Уникальный образ, созданный Мамоновым и его группой, тогда не имел аналогов не только в Союзе, но и на Западе. Дебютный альбом «Звуков Му» появился в том же году в Лондоне. Впереди у команды Мамонова был невиданный успех на Западе. Вся элитная, избалованная английская публика стоя аплодировала русским безумцам. Тогда же прошли и европейские гастроли коллектива, а также два тура по США.
Долгое время артист был известен своей пагубной привычкой — пристрастием в алкоголю. По словам коллеги Мамонова Олега Коврига, по количеству квартирников и литров выпитого спиртного они были лидерами Москвы.
При этом у Мамонова был всегда индивидуальный сценической образ юродивого протестанта. «Я на самом деле плохо отношусь к своему прошлому. У меня был скотоподобный образ жизни, — признался артист. — Музыка же — это просто талант от Бога».
Актёр театра и кино
В кинематографе и театральных постановках его амплуа ни с кем не перепутаешь. Мамонов поставил несколько музыкальных спектаклей и выступал в Театре имени Станиславского. Его работы — «Лысый брюнет», «Есть ли жизнь на Марсе?», «Полковнику никто не пишет» — участвовали в международных фестивалях Америки и Европы.
В 2003 году артист сыграл спектакль «Шоколадный Пушкин», а спустя год презентовал «Мыши, Мальчик Кай и Снежная Королева».
А на экране Пётр Мамонов впервые предстал ещё в 1988 году. Тогда вышел фильм «Игла», и актёру досталась второстепенная роль, которая зрителям очень запомнилась.
Вслед появилась картина «Такси-блюз», которая рассказывает о том, как жизнь свела двух похожих людей — спившегося музыканта (играет Мамонов) и практичного таксиста.
Далее вышли фильмы «Аnna Karamazoff», «Ноги», «Терра инкогнита», «Время печали ещё не пришло».
Затворник
С 1995 года актёр живёт на селе. В середине 90-х Мамонов ушёл от цивилизации и переселился в деревню Ефаново Верейского района Подмосковья. Сам Мамонов против того, чтобы его записывали в отшельники. «Там, где я живу, у меня огромный участок, три автомобиля, большой дом и куча денег. И вообще, я один из самых крутых. Я считаю, что это не я уехал, а вы все, кто живёт в муравейниках на двадцать первом этаже», — комментирует он.
Переехать в деревню Мамонова заставила тоска: когда артист потерял всяческий интерес к жизни, он искал смысл. «Все кайфы надоели. Упёрся носом в пустоту. Что душе ни давай — любовь к детям, к жене, работу любимую, а тоску не уймёшь. Пустота заполняется только Богом», — говорил он.
И тогда, в 45 лет, к Мамонову пришла вера. Причём неожиданно. «Вера — это дар Божий. Уже давно я в этом». Артист бросил пить, стал православным, отказался от алкоголя и коренным образом изменил стиль жизни. В 2003 году Мамонов оказался в больнице. Подробности не разглашались, но были понятны. Актёр пережил кому, реанимацию, оказался на грани.
Философ
Возвращение удивительного, ни на кого не похожего актёра на большой экран состоялось в 2005 году. Сначала в фильме Сергея Лобана «Пыль», где он произнёс ставший культовым монолог:
А через год в драме «Остров» Мамонов получил главную роль — старца Анатолия, который искупает страшный грех. Многим кажется, что работа автобиографична. Якобы актёр сыграл самого себя. Сам артист признаётся, что все его роли обозначают перемены во внутренней жизни.
Мамонов вернулся и к концертным выступлениям — свои песни он перемежает философскими монологами.
Проникновенные цитаты и «уроки жизни» от артиста очень популярны в интернете. Пётр Николаевич охотно делится своими мыслями о смысле жизни. Его речи при этом не отдают морализаторством — он очень спокоен, говорит вдумчиво и несуетно.
Смотрите также:
- «Быть пенсионером — это искусство». Гарик Сукачёв — о жизни и творчестве →
- Владимир Шахрин: «Если тебе есть что сказать и хочется - надо говорить» →
- Владимир Шахрин: война никому не нужна →