В минувшие выходные на 89‑м году скончалась народная артистка РСФСР Зинаида Кириенко, прославившаяся по экранизациям Михаила Шолохова «Тихий Дон» и «Судьба человека», картинам «Сорока-воровка», «Казаки» и др.
«Быстро забывала плохое»
– Когда по ТВ показывают «Тихий Дон» Герасимова, где Зинаида Кириенко сыграла Наталью, я всё бросаю и сажусь смотреть. Потому что это шедевр. И не понимаю, зачем другие режиссёры пытаются переснять это кино, – ведь ни этих актрис, ни этого режиссёра не переплюнешь. Для Зинаиды Михайловны роль Натальи была очень значима. Когда они собирались вместе – Зинаида Кириенко, Элина Быстрицкая, Людмила Хитяева, – всегда вспоминали этот фильм.
«Герасимов – режиссёр-психолог, знал, кому взбучку устроить, а с кем по душам поговорить, – рассказывала сама Кириенко в интервью «АиФ». – Когда в «Тихом Доне» снимали сватовство Натальи, у Даниила Ильченко, игравшего Пантелея, никак не получалось хромать так, как хотел Герасимов. Поэтому снимали аж 19 дублей. Мне надо было приготовить очень тяжёлую сцену проклятия моего мужа Григория Мелехова. А за пару дней до этого я сдуру высветлила волосы. Повязала косыночку – ведь нас держали в институте в чёрном теле, завивку-перманент сделать – боже сохрани! На репетиции у меня слёзы брызнули, срывающимся голосом я прокричала проклятия и упала на стол. Поднимаю голову и вижу: платок с волос сполз. Герасимов: «Все свободны. А ты останься». Вот он мне выдал! Я от обиды как взорвалась: «Не нужны мне ваш ВГИК и ваша Москва, и ваш Шолохов, и ваш «Тихий Дон»!» И упала в истерике на стол. И тут он погладил меня по голове: «Да успокойся, будешь играть. Молодец. Но голову приведи в порядок». Больше никогда на меня не повышал голоса. И сцену не заставил больше репетировать. «Проклятие Григория» сняли с одного дубля. Да и всю судьбу Натальи я вообще очень эмоционально воспринимала».
– Как-то мы поехали в Китай с кинематографистами, – продолжает Наталья Гвоздикова. – Я была с Женей, а Кириенко – с мужем Валерой. Он для Зинаиды Михайловны был поддержкой и опорой. Хотя некоторые и пытались её как-то задеть, ущипнуть: «Вот, ты работаешь, а муж твой нет». Он был моложе её на 10 лет – этой разницей в возрасте Кириенко тоже попрекали порой. Но Кириенко эти уколы мало беспокоили, она знала главное: Валера обеспечивал ей крепкий тыл. Зинаида Михайловна ездила на гастроли, снималась в кино, а на него ложилась обязанность вести дом, заниматься детьми. Это их личная жизнь, и никто не имеет права совать туда нос. Утопить-то человека дурным словом легче всего, гораздо труднее понять его.
Валера трагически ушёл из жизни. Тромб. По-моему, это случилось на даче. Кириенко не могла об этом говорить – слишком тяжело, и я её понимаю. Он был такой крепкий, высокий. Под стать ей. Да и сама Зинаида Михайловна... Неужели кто-нибудь предполагал, что раз – и её не будет? Она всегда была бодрой, активной. Никогда не говорила о болячках. В любое время суток при параде – макияж, наряды. Говорила: «Зритель не должен меня видеть в неприбранном виде. Это неуважение к профессии». Любила драгоценности, украшения с крупными камнями. Однажды ей кто-то подарил корону. И она приходила в Детектив-клуб (мы обе были его членами) на дни рождения, юбилеи в этой короне. А мы над ней дружески подтрунивали: «Ой, ой, в короне Зинаида Михайловна!» Впрочем, она всегда выглядела по-царски и, кстати, с возрастом становилась всё красивее.
По признанию самой Кириенко, секрет её красоты был прост – она никому не завидовала, относилась к людям с добром. А умывалась всю жизнь детским мылом и пользовалась детским кремом.
– Несколько лет тому назад Зинаида Михайловна сломала ногу, восстанавливалась тяжело, ходила с палочкой, – рассказывает Гвоздикова. – Но перед выходом на сцену собирала силу воли, палочку ставила к стене и через боль, через не могу лёгкой походкой выходила к зрителям. А после возвращалась за кулисы и волновалась: «Ну что, не видно было, что я прихрамываю?» Ей важно было появиться перед любимой публикой в достойном виде, подарить им радость и надежду. После концертов её окружали поклонники, она всегда смотрела им в глаза, была открыта. Мы ведь воспитаны по-другому, и это в нас не уничтожить – если люди идут к тебе сказать «спасибо!» или просто рядом постоять, не отталкивай их, отнесись внимательно.
«Её преступно мало снимали»
– Зинаида Михайловна любила разговоры о семье, детях, даче. Говорила, как они с Валерой обожают землю, с удовольствием рассказывала, что у неё там посажено, какие яблоки потрясающие. Но говорили мы и о больном – безоблачной её жизнь не была. В последние годы её преступно мало снимали. Зинаида Михайловна вздыхала: чем старше становишься, тем меньше предлагают ролей. А ещё её очень тревожило происходящее в стране, что с развалом Советского Союза всё скатилось в какую-то желтизну.
Отдушиной для неё стала картина «Любить по-русски» Евгения Матвеева, которого она очень уважала, где Кириенко снималась вместе с моим мужем Евгением Жариковым. Изначально её роль была написана для мужчины. Но Матвеев переделал сценарий на Зинаиду Михайловну. Понимал, какая она актриса: любую роль сделает на отлично.
В ту роль Кириенко добавила немного личной истории и личной боли. Её героиню-прокурора зовут Зинаида Георгиевна Широкова. Это была идея самой актрисы – ей хотелось, чтобы хотя бы в кинематографе прозвучали её настоящие отчество и фамилия. Её отца-белогвардейца звали Георгий Широков, он был репрессирован, и мать во избежание проблем дала дочери фамилию второго мужа, отчима девочки – Михаила Кириенко.
– Слава богу, в нашей актёрской жизни есть фестивали, концерты, творческие встречи. Работать мы все умеем – спасибо нашим педагогам! – говорит Наталья Гвоздикова. – Кириенко с удовольствием пела, читала стихи. И всегда были такие аплодисменты! Вроде она уже и не снималась, а зрители её по-прежнему обожали. Ведь по телевизору до сих пор показывают фильмы с её участием. И, надеюсь, будут показывать.
Как-то на юбилее ВГИКа мы сидели вместе и вспоминали наших педагогов – Сергея Герасимова и Тамару Макарову. Зинаида Кириенко, Людмила Гурченко, Николай Губенко, Серёжа Никоненко, Лариса Лужина, Лариса Удовиченко – мы же все герасимовцы, хоть и представители разных актёрских поколений. Но на этих людях держался и держится не только кинематограф, но и культура в нашей стране.