Евгений Миронов: «Русским суждено мучиться!»

В основу сценария лёг большой отрезок жизни Достоевского: от публичной экзекуции петрашевцев и отправки писателя на каторгу до того момента, как он начинает писать «Братьев Карамазовых». Главную роль - Фёдора Михайловича - играет Евгений МИРОНОВ. «АиФ» побывал на съёмочной площадке и поговорил с актёром.

   
   

Его романы - это он сам

- Поскольку я уже не раз общался с Фёдором Михайловичем - играл Ивана Карамазова в спектакле «Карамазовы и ад», князя Мышкина в сериале «Идиот», то мне хотелось понять его внутренний мир, - говорит Евгений Миронов. - Потому что все характеры, описанные Достоевским в романах: и купец Рогожин, и князь Мышкин в «Идиоте», и Раскольников в «Преступлении и наказании», и многие другие, - они из него самого растут. В душе Фёдора Михайловича умещались все те страсти и мысли, которые он затем переносил на бумагу. Он пишет в дневниках: «Меня замучила мысль о Боге». Эти слова, которые он позже вложит в уста Ивана Карамазова, в его богоборческий монолог, родились из мучений самого Достоевского. Поэтому ощутить весь объём личности писателя - это большое счастье и большое мучение. Эти чувства  я разделяю с моим другом и замечательным режиссёром Владимиром Хотиненко.

- Игорь Волгин, один из самых авторитетных исследователей творчества Достоевского, сказал: в своих романах этот писатель раскрыл генетический код русской нации. Сейчас, погрузившись в его натуру, вы можете объяснить: что Достоевский понял про нас такого, что не смогли увидеть, почувствовать другие?

- Я пока только пытаюсь в этом разобраться. Вера писателя в то, что именно русские спасут весь мир, была свята и непоколебима. Именно русские, потому как они хранители истинной веры Христовой. Русский народ - единственный, по его мнению, может вывести мир из хаоса. Русский - народ-мученик, обязательно мученик! Без этого - без мучений - не достичь просветления, всепрощения, очищения. По Достоевскому мучение - одна из характерных наших черт. Сочетание в одном человеке порока и святости, самопожертвование в любви и сострадание - вот, наверное, главные качества, ради которых Достоевский прощал всё остальное, отрицательное,  в русском народе.

Кстати говоря, многие современники Фёдора Михайловича, читая его романы, не верили  или не хотели верить, что это написано про них и вообще что эти персонажи реальны. Они полагали, что образы эти - плод богатого, но извращённого писательского воображения. Тургенев так и представлял его - наш Маркиз де Сад.  Сам Достоевский отвечал: «То, что большинство называет почти фантастическим и исключительным, для меня иногда составляет самую сущность действительного». На самом деле он перевёл в действия тайные мысли людей. А мысли - это то, в чём людям порой стыдно и очень не хочется признаваться. Достоевский пошёл дальше всех - вглубь, до самой сути.

Поэтому такая мировая слава. Правда, в большей степени пришедшая уже после смерти. А жизнь была тяжелейшая. Вечные долги. Страшно завидовал Толстому и Тургеневу, которые имели возможность по три года писать один роман. А у самого не хватало времени даже на правку написанного. И конечно, эта неодолимая страсть к игре, к рулетке - как вера в возможность раз и навсегда решить проблему безденежья. Как говорил Фёдор Михайлович, «дать щелчок по носу Судьбе».

Жить помаленьку

- Сталин утверждал, что Достоевского печатать нельзя - слишком плохо он влияет на молодёжь.

   
   

- Наверное, «Бесы» возмутили, себя узнал.

- А может, наоборот, романы Достоевского молодому поколению надо прописывать как микстуру - ежедневно, хотя бы по несколько страниц в день, чтобы у них под действием этой литературы формировалась правильная структура души?

- Мыслящий человек сам не пройдёт мимо произведений  Фёдора Михайловича. Не думаю, что, прочитав «Преступление и наказание», кто-нибудь схватится за топор. Хотя бы потому, что прочитает до конца и дойдёт до раскаяния Раскольникова. И ответить на мучающие тебя вечные вопросы Фёдор Михайлович вряд ли поможет. Он сам так до конца и мучился, и сомневался до самой смерти. И все вопросы, которые задаёт Иван Карамазов, - это вопросы Достоевского самому себе. И в этом его подвиг. Только он был способен с такой бесстыдной искренностью делиться с нами глубинными переживаниями.

Толстой сказал про него: «Он трогателен, интересен. Но поставить на памятник в поучение потомству нельзя человека, который весь борьба». Ошибался Лев Николаевич! Вот за эти мучения, за эту борьбу за свою душу, за все потайные мысли, которые он черпаком выскреб до дна, его и ценят. Я, кстати, его теорию очистительных мучений до сих пор на себе проверяю. Сейчас - как художественный руководитель Театра Наций.

- Театр вы возглавляете уже больше двух лет. Не жалеете, что взвалили на себя эту ношу?

- Жалеть можно тогда, когда нет отдачи от работы.  У нас же сложилась команда, есть интересные проекты. Несмотря на реконструкцию здания Театра Наций, мы активно работаем. В декабре - премьера спектакля «Ромео и Джульетта», рок-опера в постановке Владимира Панкова. Наши спектакли приглашают на многие международные фестивали, мы планируем работать с самыми интересными мировыми режиссёрами. Всё это меня вдохновляет! Но  до того момента, когда выясняется, что стройка останавливается на полгода из-за отсутствия какой-то подписи. И это чистая формальность, но по каким-то причинам решение откладывается, и ничего нельзя сделать, а на носу  зима, и заморозить здание, остановив стройку, смерти подобно! Вот тогда приходит отчаяние и опускаются руки. Но!.. Как мне однажды сказал потрясающий человек - священник отец Илия: «А помаленьку!» Я даже переспросил: «Как?» А он повторил: «Помаленьку! И всё получится». И действительно, помаленьку нашлись хорошие люди, и всё сдвинулось… И опять у тебя радужные планы, и ты видишь свет в конце тоннеля. А на что ещё тратить жизнь, как не на преодоление?

 

Досье

 

Евгений Миронов родился в 1966 г. в Саратове. В 1986 г., по окончании Саратовского театрального училища, зачислен на второй курс Школы-студии МХАТ (курс О. Табакова). После выпускных экзаменов приглашён в Театр п/р О. Табакова. За роли в спектаклях «№ 13» (МХТ им. Чехова), «Господа Головлёвы» (МХТ им. Чехова), «Рассказы Шукшина» (Театр Наций) награждён театральными премиями, лауреат Госпремии РФ за роль в спектакле «Карамазовы и ад» («Современник»). За роли в фильмах «Любовь», «Лимита», «Идиот», «Мусульманин» и пр. имеет множество российских и международных наград. С декабря 2006 г. - худрук Государственного театра Наций.

В продолжении: Миронов Евгений Витальевич, биография →