Эту страницу закрыла навсегда. Наталья Негода и финал «Маленькой Веры»

Наталья Негода получает Национальную кинематографическую премию «Ника» за лучшую женскую роль в фильме «Маленькая Вера». 1989 г. © / Галина Кмит / РИА Новости

Добиться славы на всю страну — мечта едва ли не любого актера. Ведь если ты выучился в соответствующем вузе, а затем вышел на сцену или отправился на пробы в тот или иной фильм, то внимание зрителя оказывается мерилом успешности твоей работы. Конечно, пытаются многие, но не всем удается стать звездами; нужно еще и определенное стечение обстоятельств, в которых выходит тот или иной спектакль и фильм. К тому же слава штука ветреная, и не всегда она является синонимом счастья — именно через это прошла актриса Наталья Негода, которая добилась успеха после главной роли в фильме «Маленькая Вера».

   
   

«Романа с театром не получилось»

Эту фразу Наталья Негода произнесла уже в 2020-м, когда дала одно из редких интервью — в передаче Татьяны Устиновой «Мой герой». Сама Негода родилась в Москве 12 ноября 1963 года в артистической семье — ее отец служил в московском ТЮЗе, а мать была режиссером в детской редакции советского Центрального телевидения. После школы Наталья отправилась по их стопам — поступила (правда, со второго раза) в Школу-студию МХАТ, да еще и в мастерскую Олега Ефремова. В какой-то момент дебютировала и в кино — мать взяла ее в один из выпусков альманаха «Этот фантастический мир». Вот только дальше начались сложности. После диплома она оказалась в том театре, где работал отец, но особой удачи ей это не принесло: за два года Негода не получила ни главных, ни хотя бы заметных ролей. Конечно, это ничего не значило — многие актеры ждут «ту самую роль» гораздо дольше. Но в жизни молодой актрисы никакого «романа с театром» действительно не случилось. В 1988-м она навсегда закрыла эту страницу своей биографии и больше ее не открывала.

Наталья Негода, 1988 г. Фото: www.globallookpress.com

Зудина обошла ее на повороте

Никакой «Маленькой Веры» в фильмографии Негоды не должно было случиться, но цепочка случайностей, которая чаще всего и приводит к успеху, оказалась неумолима. Сама картина была семейным проектом сценариста Марии Хмелик и режиссера Василия Пичула. Пара была молодой, в 1983-м они только окончили ВГИК (он — режиссерский, она — сценарный факультет) и какими-то достижениями похвастаться не могли. У Пичула, правда, имелись в активе один «Ералаш» и пара короткометражек (одна — дипломная), у Хмелик не было и этого. Впрочем, заявку им утвердили, а вот с актерами на главные роли вышла заминка: отобранная на роль Веры студентка Школы-студии Ирина Апексимова по совету своего мастера Олега Табакова предпочла другой проект — драму заслуженного режиссера Виктора Трегубовича «Башня». А Негода, как написал в своей книге «Михаил Ефремов. Последняя роль» журналист Евгений Додолев, «очень кстати явилась в тот день на студию Горького за дебютным гонораром и попалась на глаза кому надо».

XVI Московский международный кинофестиваль. Режиссер фильма «Маленькая Вера» Василий Пичул (слева), получивший высшую награду XXIV Международного кинофестиваля в Чикаго 1988 года «Золотой Хьюго», актриса Наталья Негода, завоевавшая приз «Золотая пластинка» за лучшую женскую роль в фильме «Маленькая Вера», и Джон Портер, представитель дирекции фестиваля, вручивший им призы. Конференц-зал гостиницы «Россия». Фото: РИА Новости/ Галина Кмит

Впрочем, в этом есть, скорее всего, определенное преувеличение. Негода, как и любой артист, ходила на пробы в различные картины (за это еще и платили). Так, она вспоминала, что пыталась получить роли в фильмах «Валентин и Валентина» и «По главной улице с оркестром», но оба раза ее подвинула Марина Зудина. Но заметная роль у Негоды тоже была — в 1987-м она появилась в драме Юрия Кары «Завтра была война», где сыграла Зину, одноклассницу Искры Поляковой. А насчет «Маленькой Веры» в программе Андрея Малахова, которая вышла к 30-летию фильма, Негода упомянула, что и актер на главную мужскую роль тоже был выбран не сразу: «Мне обещали, что будет [Сергей] Колтаков». Андрей Соколов появился в касте картины позже.

«Сцены секса в сценарии не было»

Пожалуй, изначально «Маленькая Вера» задумывалась как любая другая перестроечная драма о проблемах молодежи — во второй половине 80-х такие снимались часто, но хитами становились далеко не все. И многое тогда делалось впервые — как, например, Сергей Соловьев первым пригласил музыкантов-рокеров в свою «Ассу», премьера которой состоялась тоже в 1988 году. В «Маленькой Вере» действие происходило на фоне советской серости, которую снимали на родине Пичула — в Мариуполе, еще носившем название Жданов. Сейчас этот факт придает картине дополнительное измерение — так, дом, в котором жила семья Веры, был разрушен украинскими войсками во время боев весной 2022 года. Ну а тогда, в 80-е, это был просто один из провинциальных городков бескрайней страны — с огромными заводами, железнодорожными ветками и морем.

А вот знаменитой сцены секса в сценарии изначально не было, об этом говорят все создатели картины. В самом конце съемок ее добавил сам режиссер, заручившись согласием главных героев. Но именно она произвела настоящий вау-эффект, превративший обычную драму в символ перестройки и гласности, а Наталью Негоду — в главный секс-символ страны.

С премьеры фильма многие уходили в гневе — но многие и оставались до конца. В кинотеатрах «Маленькую Веру» посмотрели 56 млн зрителей — никакая «Асса», у которой было 17,8 млн, и рядом не стояла; даже «Человек с бульвара Капуцинов» годом раньше добрался лишь до 50,6 млн. Наталья Негода стала лучшей актрисой года — по выбору читателей журнала «Советский экран». Да и вообще перед ней открылись двери в другой, лучший мир.

   
   

«Так и осталась Маленькой Верой»

«Маленькая Вера» не только стала хитом в СССР, но и произвела фурор на Западе. Негоде досталась не только отечественная «Ника», но и, например, призы международных фестивалей в Чикаго и Женеве. Она наперебой давала интервью западным киноизданиям, а в мае 1989-го попала на обложку американского журнала Playboy — с солидным гонораром в долларах, разумеется. Ей приходили мешки писем со всей страны — но вместе с поздравлениями в них мог оказаться и перемазанный экскрементами «Советский экран» с ее фотографией. Пичул попробовал повторить успех, но снятый по горячим следам фильм «В городе Сочи темные ночи» оказался не слишком удачным. Примерно тогда Негода поняла, что в СССР ее ничто не держит, а вот предложения от заокеанских киношников выглядели очень заманчивыми.

На карьеру наложились и проблемы в личной жизни. После выхода «Маленькой Веры» завершился роман актрисы с начинающим, но уже известным актером Михаилом Ефремовым — сыном ее мастера в Школе-студии. Они были вместе три года, за это время Ефремов-младший успел жениться на Елене Гольяновой и развестись, хотя брак и считается фиктивным, оформленным ради прописки. Негоде приписывали роман с Соколовым — но этому нет никаких подтверждений. У Малахова, например, пара лишь перешучивалась, когда им задали вопрос на эту тему. Додолев упоминает отношения актрисы с Сергеем Толстиковым, который стал медийной личностью лишь в 2010-х, когда возглавил «Фонд кино», но он был женат, и вряд ли у их отношений было будущее.

И в начале 90-х Негода «рванула» в США. Правда, сама она рассказывала, что уехала туда вслед за мужем, имя которого не назвала ни разу. Америка ей понравилась как место для жизни. А вот с работой было сложнее. Языка она не знала, играла, разумеется, русских, да и то недолго, снялась буквально в нескольких проектах, среди которых фильм «Назад в СССР» и сериал «Закон и порядок». В 2007-м — уже после развода — вернулась в Россию, где сыграла буквально две роли за 15 лет. По мнению Додолева, Негода «так и осталась Маленькой Верой».

Последние годы Наталья Негода живет закрытой жизнью — интервью дает редко, да и во время них откровений старается избегать. Говорит, что «научилась жить без профессии», а роли, которые ей предлагали, ее не устроили — «люди словно разучились писать». И жалеет, что Валерий Тодоровский не позвал ее в свой сериал «Оттепель».