«Этот человек сильнее Гитлера». Как Шостакович симфонией мир переубедил

Дмитрий Шостакович, 1961 г. © / Лев Иванов / РИА Новости

80 лет назад, 5 марта 1942 года, в Куйбышеве впервые была исполнена Седьмая, Ленинградская, симфония Дмитрия Шостаковича. Слушатели тех лет скажут про человека, написавшего это произведение, что он «сильнее Гитлера».

   
   

Писал под грохот бомбежек

Идея симфонии зародилась у Шостаковича еще в конце 1930-х. А работать над ней композитор начал уже под грохот бомбежек. В сентябре 1941-го, выйдя в радиоэфир, он рассказал: «Я говорю с вами из Ленинграда в то время, когда у самых ворот его идут жестокие бои с врагом. Я говорю с фронта. Вчера утром я закончил партитуру второй части моего нового большого симфонического сочинения. Работаю я над ним с июня 1941 года, несмотря на военное время. Если мне удастся написать сочинение хорошо, тогда можно будет назвать это сочинение Седьмой симфонией. Для чего я вам это сообщаю? Для того, чтобы все знали, что жизнь нашего города идет нормально. Все мы несем боевую вахту. И работники культуры так же честно, самоотверженно выполняют свой долг, как и все граждане нашей необъятной Родины. И чем лучше, чем прекраснее будет наше искусство, тем больше возрастет уверенность, что его никто никогда не разрушит. Через некоторое время я закончу свою Седьмую симфонию. Заверяю вас от имени всех ленинградцев, работников культуры и искусства, что мы непобедимы и что мы всегда стоим на своем боевом посту».

Вместе с другими жителями Ленинграда Шостакович с первых дней войны участвовал в строительстве оборонительных рубежей, нес дежурство в гражданской обороне местного ПВО, когда на город совершались бесконечные налеты вражеской авиации.

Торжество человеческого в человеке

В октябре 1941-го Шостаковича с семьей эвакуировали из блокадного Ленинграда в Москву, а затем он отправился дальше вглубь страны, в Куйбышев. К тому времени основа симфонии уже была готова. А финальные аккорды были записаны в конце декабря 1941 года. Шостакович разместился в Куйбышеве в одной квартире с пианистом Львом Обориным. С ним он в четыре руки и исполнил впервые Седьмую симфонию. Среди первых слушателей был главный дирижер Большого театра Самуил Самосуд, который вместе со своим коллективом также находился в эвакуации в Куйбышеве и жил по соседству. Самосуд решил, что симфонию как можно быстрее должен исполнить полноценный оркестр. Для того, чтобы раздать партитуру всем музыкантам, в Куйбышеве не хватало нотной бумаги. Ее доставили из Москвы. Артисты оркестра Большого театра сами расписали партии для своих инструментов. Писатель Алексей Толстой, присутствовавший на репетиции, вспоминал: «В большом фойе между колонн расположился оркестр московского Большого театра, один из самых совершенных музыкальных коллективов в мире. За пультом — Самосуд, по-рабочему, в жилетке. Позади него на стуле — Шостакович, похожий на злого мальчика... Сейчас после корректур будут проиграны все четыре части. Взмахивает мокрыми волосами Самосуд, пронзает палочкой пространство, скрипки запевают о безудержной жизни счастливого человека. Седьмая симфония посвящена торжеству человеческого в человеке».

Интеллигент-очкарик

Премьера Ленинградской симфонии была назначена на 5 марта 1942 года. В зале яблоку негде было упасть. Нельзя сказать, что на премьере собрались меломаны, разбирающиеся в музыке, но это не помешало зрителям понять сложное музыкальное произведение сердцем. Да и разве можно было не увлечься огромной волной, которая в едином порыве захлестнула зал.

   
   

«Слова “овация”, “успех” ни в какой мере не передают того, что творилось в зале, — писал критик Алексей Каплер. — У многих на глазах стояли слезы. Вновь и вновь выходил на сцену создатель этого творения, и не верилось, что это именно он, 35-летний худощавый интеллигент-очкарик, выглядевший совсем юным, мог вызвать такую бурю эмоций».

После премьеры в Куйбышеве симфонию Шостаковича исполнили в Москве, куда партитуру отправили самолетом. Столичная премьера прошла 29 марта 1942 года в Колонном зале Дома союзов 29 марта 1942 года. Среди зрителей была и Ольга Берггольц, пережившая самые тяжелые дни блокады в Ленинграде.

Первое исполнение в Москве симфонии № 7 «Ленинградская» Дмитрия Шостаковича состоялась в Колонном зале Дома Союзов 29 марта 1942 года. Дирижер Самуил Самосуд. Фото: РИА Новости/ Иван Шагин

Поэтесса вспоминала: «Мне выпало счастье быть на исполнении Седьмой симфонии 29 марта 1942 года в Колонном зале, когда я находилась в Москве в кратковременной командировке. Не буду подробно рассказывать о том потрясении, которое я, как и все присутствовавшие (больше половины из них были фронтовики), испытала, слушая эту симфонию, нет, не слушая, а всей душой переживая ее как гениальное повествование о подвиге родного города, о подвиге всей нашей страны. Помню, как на сверхъестественные овации зала, вставшего перед симфонией, вышел Шостакович с лицом подростка, худенький, хрупкий, казалось, ничем не защищенный. А народ стоя все рукоплескал и рукоплескал сыну и защитнику Ленинграда. И я глядела на него, мальчика, хрупкого человека в больших очках, который, взволнованный и невероятно смущенный, без малейшей улыбки неловко кланялся, кивал головой слушателям, и я думала: “Этот человек сильнее Гитлера, мы обязательно победим немцев”».

«Немцы обезумели, когда услышали»

То, что чувствовала Бергольц, почувствовали и сами немцы, когда услышали по репродуктору, как Седьмую симфонию исполняют в зале городской филармонии в городе, который продолжал быть в кольце блокады. Ленинградская премьера состоялась 9 августа 1942 года. Флейтистка оркестра Галина Лелюхина вспоминала: «Были репродукторы, немцы всё это слышали. Как потом говорили, немцы обезумели все, когда это слышали. Они-то считали, что город мёртвый».

Седьмая симфония Шостаковича стала символом несгибаемой воли и силы духа нашего народа. Неудивительно, что это произведение наши музыканты исполняют чаще других, когда необходимо выступить в горячих точках. Именно Ленинградскую симфонию выбрал Валерий Гергиев для выступления с оркестром Мариинского театра 21 августа 2008 года в разрушенном грузинскими войсками Цхинвале. Тогда на помощь Южной Осетии пришла российская армия и помогла отразить атаку грузинской армии. 28 февраля 2015-го симфония прозвучала в другой горячей точке — на Донбассе. В Донецке ее исполнили в рамках программы «Блокадники Ленинграда — детям Донбасса».

И как в 1942 г. для исполнения симфонии в блокадном Ленинграде пришлось отзывать музыкантов с фронта, так и сегодня это великое произведение остается на передовой борьбы добра со злом.