«Это было предначертано». Как Робертино Лоретти пережил славу и забвение

Робертино Лоретти. © / Commons.wikimedia.org

22 октября исполняется 76 лет Робертино Лоретти, которого весь мир запомнил подростком с голосом ангела. Или, как еще называли юношу, «голосом Вселенной». Среди самых его известных песен — «Аве Мария», «Ямайка», «Санта Лючия», «Вернись в Сорренто». Aif.ru вспоминает, как певца чуть не сломала слава и как он все же смог устоять перед искушениями. 

   
   

Проник за «железный занавес» 

В конце 50-х — начале 60-х годов, когда наша страна пребывала за «железным занавесом» и зарубежные исполнители почти не звучали на советском радио, солнечный итальянский мальчик был исключением. Его пластинки выходили в СССР гигантскими тиражами. Из окон домов звучала «Ямайка» и «Аве Мария». Однако приехать в Союз на гастроли Лоретти удалось лишь за несколько лет до его развала, в 1989 году. И был он тогда уже не голосистым мальчиком, а солидным опытным певцом.

Тогда же пришло время и развенчать мифы о юном таланте, которые закрепились в СССР.

В разгар популярности Робертино, когда ему было 12-15 лет, советские почитатели таланта юноши только слышали его голос, но не могли видеть его выступлений, в отличие от западных телезрителей. Максимум — на советских пластинках размещали фото Робертино. Впрочем, и это можно считать прорывом.

Одна из версий, почему Лоретти смог пробить огромную брешь в «железном занавесе» в эпоху Хрущева, — юный возраст певца. И то, что его песни не несли пропаганды капиталистического образа жизни. Хотя, если бы кто-то объяснил Хрущеву, о чем песня «Аве Мария», то ее выпуск миллионными тиражами вполне могли запретить. Ведь «Аве Мария» — не что иное, как молитва Богородице, которую поют в храме, а в случае с Лоретти — католическом храме. Можно представить, какой была бы реакция Никиты Сергеевича, если бы он услышал перевод песни:

«Славься, Мария, Небесная Дева!
Госпожа благодати, кроткая мать,
Что всегда принимает горячую молитву!
Не откажи этому моему страдающему сердцу,
Утоли его боль!»

И это Хрущев еще не был в курсе, что первой значимой партией Лоретти в Опере, где он выступал с восьми лет в детском хоре, была партия Ангела. 

   
   

«Я чувствовал, что рука Бога касается меня»

Когда папа Римский услышал Ангела в исполнении Робертино Лоретти, то пожелал встретиться с вундеркиндом. Лоретти вспоминал: 

«Папа спросил: "Кто из вас пел таким ангельским голосом?" Меня подвели к нему. Все сразу же зашептали: "Встань на колени и поцелуй ему руку". Я никогда не забуду этого момента. В течение жизни мне несколько раз доводилось почувствовать, как рука Бога касается меня. Я — человек глубоко верующий и считаю, что все эти моменты были предначертаны мне свыше».

Возможно, что люди знающие создали для Робертино Лоретти мифическую биографию, дабы его песни можно было беспрепятственно выпускать в коммунистическом СССР. К примеру, в советских газетах писали, что отец талантливого юноши — коммунист. В действительности же Робертино появился на свет в патриархальной католической семье. Его отец работал штукатуром. Мальчик был пятым ребенком, а всего их было восемь братьев и сестер. Мама была домохозяйкой. Уникальный голос рано дал о себе знать. В церковном хоре Робертино пел с шести лет. Потом была Римская опера. Мальчик часто выступал в римских кафе, в частности, в кафе Grand’Italia. Здесь у него появились первые поклонники, которые не пропускали его выступлений. Мест в кафе для всех желающих не хватало, однажды из-за этого начались беспорядки, и полиции пришлось усмирять почитателей ангельского голоса. «За выступления мне платили 3 тысячи лир в неделю, это сегодняшние 30 евро, — вспоминал Лоретти. — Но посетители мне всегда давали чаевые. Набиралось 10-50 тысяч лир за вечер. Часто приходил один синьор, который давал мне 100 тысяч лир!»

Робертино Лоретти, 5.12.1961 Фото: Commons.wikimedia.org

В этом же кафе произошла встреча, которая дала старт мировой карьере Робертино. Туда заглянул датский продюсер Вольмер-Соренсен, который приехал в Рим снимать документальный фильм. 

Датчанин, впечатленный голосом юного итальянца, записал его на магнитофон и отправил своим компаньонам в Данию. А уже через две недели он предложил юноше контракт и гастроли в Европе. И колесо закрутилось. За несколько лет тираж проданных пластинок Лоретти перевалил за 70 миллионов. 

С частным самолетом, но без велосипеда

«С 12 до 15 лет я ни разу не ездил отдыхать, не знал, что такое каникулы, — рассказывал впоследствии Робертино Лоретти. — Мои гастрольные туры продолжались по пять месяцев и подразумевали два-три концерта в день. У меня были личные вертолет и самолет, а мне хотелось покататься на велосипеде с друзьями. Все-таки есть годы, когда лучше лазать по заборам и бегать по двору с друзьями, чем собирать стадионы и раздавать автографы». 

Однако в этом насыщенном гастрольном графике так и не нашлось места для самой большой страны мира — СССР, где в тот момент в каждом дворе из окна звучала пластинка с песней «Джамайка». 

Есть версия, что импресарио солнечного итальянца просто побоялись ехать в страну Советов. Посчитав, что возможные риски перевесят коммерческую прибыль, в которой они и так сомневались. Во-первых, покупательская способность советских людей в конце 1950-х годов была в разы меньше, чем у жителей Европы. Плюс никто бы не разрешил певцу пользоваться в СССР частным самолетом. А ещё импресарио всерьез опасался, что его и юную «звезду» могут просто не выпустить назад в Европу. Союз представлялся окружению Лоретти «терра инкогнита», поэтому они решили обойтись без экспериментов.

А в это время миллионы советских людей мечтали попасть на концерт Робертино. Писали в газеты с просьбами организовать приезд солнечного итальянца. В ответ был растиражирован миф о том, что подросток потерял голос. Он бы и рад был приехать, но уже не может петь.

На самом деле, голос Лоретти не терял, он и в 60 с лишним продолжал петь. Просто голос по вполне объективным причинам поменялся вместе с перестройкой организма, которую проходит каждый мальчик, превращаясь из юноши во взрослого мужчину. Детский дискант Лоретти превратился в драматический тенор. «Мне тяжело приходилось в тот период, когда менялся мой голос, — признавался Роберто. — Пришлось как бы заново учиться петь. Я чувствовал себя так, будто у меня картофелина во рту. И после моего возвращения на сцену я уже не мог быть лучшим. Без сомнения, были те, кто превосходил меня в пении». 

Уходил со сцены на 10 лет 

Тем не менее у Роберто осталась часть его поклонников. Он сохранил свою манеру «петь сердцем». Выступал до 35 лет, а потом взял долгий перерыв, почти в десять лет. Вместе с братьями и сестрами открыл ресторан. Лоретти прекрасно готовит. И любит вкусно поесть. Смеется, что по его комплекции это можно сразу определить.

Перерыва в карьере требовали и семейные обстоятельства. После 20 лет совместной жизни певец развелся с супругой. Для католика это был серьезный шаг. Несмотря на популярность и славу, Роберто, по его собственному признанию, никогда не изменял жене. Но у той после смерти отца развились нервная болезнь, которую она «лечила» алкоголем. Это и привело к краху семьи, где выросло двое детей.

Второй женой певца стала стоматолог Маура, она младше Лоретти на 13 лет. Женщина подарила Роберто сына, который выбрал актерскую профессию. «Голос у сына прекрасный, но он сказал, что одного певца на семью хватит», — рассказывал Роберто.

Солнечный итальянский мальчик в свои 76 лет сохранил лучезарную улыбку. Самыми большими потерями в своей жизни называет смерть родителей и трех братьев. Вместе с сестрами он открыл в Риме кафе-мороженое, говорит, что в их семье готовят это лакомство только из натуральных ингредиентов. 

Вплоть до последнего времени Роберто, пусть и не часто, но продолжал гастролировать. Большую же часть своего времени он посвящает многочисленной семье — детям, племянникам, внукам. О своей былой славе не скучает, прекрасно понимая, что редко кто из певцов оставил в истории ХХ века такой же след, как он. 

А в нашей стране голос зрелого Лоретти открыли в последнюю четверть века — в Россию певец приезжал несколько раз. И зрелый Роберто пришелся по душе русской публике.

 

«Если голос от Бога, то в любом возрасте он и есть настоящий голос. Браво!!!! Счастья ему, здоровья, добра и долголетия. Робертино, пойте на радость людям», — такие восторженные отклики можно встретить под видео, где Лоретти поет в свои 50-60 лет. Ну, а те, кто запомнил его подростком, ностальгически пишут: «Это незабываемые светлые воспоминания моего счастливого детства». Такова судьба гениального Робертино: он лишился собственного детства, чтобы сделать счастливыми миллионы людей.