Эротика, бокс и пластические операции. Взлеты и падения Микки Рурка

Микки Рурк. © / Zamir Usmanov / www.globallookpress.com

Испытание славой, пожалуй, одно из самых сложных в жизни актера. Остались позади долгая работа над собой и шлифовка навыков, небольшие или даже незаметные роли и скромные гонорары; впереди — толпы поклонников и внезапных друзей, возможность самому выбирать себе новые проекты и назначать свои условия. Новые возможности кружат голову — кто-то справляется, сам или с помощью близких, а кто-то идет по неверному пути. Актеру Микки Рурку потребовались годы, чтобы понять, где он оказался — но время и множество возможностей были им уже упущены.

   
   

Трамплин от Копполы

В начале 80-х в американское кино пришла целая плеяда молодых актеров. Микки Рурк вспоминал, что это было результатом эксперимента именитого уже тогда режиссера Фрэнсиса Форда Копполы — тот провел масштабный кастинг и снял несколько фильмов с участием отобранных новичков. Рурку досталась роль в «Бойцовой рыбке» 1983 года; в этом фильме также снялись Николас Кейдж и Мэтт Диллон. Стать звездой после этой картины у Рурка не получилось, но его заметили.

Микки Рурк родился 16 сентября 1952 года; его родители рано развелись, у него был конфликт с отчимом и пара отдушин, через которые он мог выпускать пар в школьные годы — он некоторое время занимался боксом, а также играл и ставил спектакли в театральном кружке. От карьеры боксера Рурк все же отказался (по слухам, из-за смерти знакомого после очередного поединка), а вот с актерством у него сложилось, хотя, конечно, не сразу. Во время учебы в актерской студии Ли Страсберга Рурк подрабатывал где мог, довольствовался небольшими ролями; в конце 70-х перебрался в Лос-Анджелес и играл фактически в массовке у Стивена Спилберга («1941»), Майкла Чимино («Врата рая») и Лоуренса Кэздана («Жар тела»). Примерно тогда его выбрал Коппола, ну а после работы с этим постановщиком можно было рассчитывать и на более серьезные роли.

Звезда эротического жанра

Напомним, молодых актеров тогда появилось много, конкуренция между ними была страшной, а хороших ролей, как и в любые времена, предлагалось очень мало. Какое-то время Микки Рурку везло — он не попадал на откровенно провальные проекты. Но звездой его сделал фильм с очень сложной судьбой — эротическая мелодрама Эдриана Лайна «Девять с половиной недель», в которой Рурк снялся вместе с молодой актрисой Ким Бейсингер.

Этот фильм был готов еще в 1984-м, но долгое время не мог добраться до кинотеатров из-за откровенных сцен. В американском прокате его сильно «отредактировали» (то есть убрали почти всю эротику), и зрителей он не привлек. Но в других странах версия без купюр шла «на ура» — мировые сборы составили более $100 млн (при 16-миллионом бюджете); потом к ним добавился и успех на DVD. К тому же картина стала культовой и фактически начала олицетворять эротическое кино 80-х. Ну а Микки Рурк получил негласное звание «секс-символа» и всемирную славу.

Ким Бесингер и Микки Рурк. Фото: Кадр из фильма

Боксер, а не актер

Возможно, если бы у Микки Рурка в последующие годы появился какой-то проект, сравнимый по культовости с «Неделями», он сумел бы спокойно справиться со внезапно обрушившейся на него славой и перешел на следующий уровень. Его гонорар тогда составлял миллион долларов и был достаточно высоким для молодой звездочки (хотя, конечно, он был ниже, чем у Шварценеггера). И фильмы, в которых он соглашался сниматься, были неплохими — «Сердце Ангела» Алана Паркера, «Дикая орхидея» Залмана Кинга (продюсера «Девяти с половиной недель»), «Харли Дэвидсон и Ковбой Мальборо», в котором Рурку удалось вволю покататься на больших мотоциклах.

Но в 1991 году Микки Рурк внезапно заявил, что «не уважает себя как актера», а потому уходит в профессиональный бокс. Причины такой внезапной смены вида деятельности он не раскрывал; правда, многие режиссеры, которые с ним работали в конце 80-х, отмечали трудный характер Рурка. К тому же он буквально «проворонил» несколько ролей, которые сделали таких же молодых актеров настоящими звездами. Например, он отказался от участия в фильмах «48 часов», «Взвод», «Лучший стрелок» , «Полицейский из Беверли-Хиллз», «Человек дождя», «Молчание ягнят » и «Криминальное чтиво» — в последнем он должен был сыграть как раз боксера Бутча, и эта роль досталась Брюсу Уиллису.

   
   

Любопытно, что Микки Рурк оказался неплохим боксером. Из восьми боев он победил в шести, а еще два свел вничью. И все бы ничего — после этого триумфа можно было возвращаться обратно в кино, — но на ринге он получил несколько серьезных травм, которые потребовали вмешательства пластических хирургов. Операции оказались не слишком удачными, и лицо Рурка заметно изменилось.

Рестлинг как спасение

Значительно позже Микки Рурк говорил, что не снимался целых десять лет. Это не совсем так, но, в принципе, фильмы с его участием в конце 90-х и первой половине нулевых очень далеки от совершенства. Какие-то боевики второго разряда, ужастики, вторые роли в заметных проектах; Терренс Малик вообще вырезал все сцены с Рурком из своей «Тонкой красной линии». Этот актер стал сбитым летчиком, что с удовольствием обсуждала околокиношная пресса — примерно с тем же энтузиазмом, с которым раньше обсуждала его брак с партнершей по «Дикой орхидее» актрисой Кэрри Отис.

Спасение пришло с неожиданной стороны. Режиссер Даррен Аронофски выбрал именно былую звезду на роль в байопике известного рестлера 80-х Рэнди (Барана) Робинсона и даже отстоял его кандидатуру перед продюсерами. Правда, Аронофски предупредил Рурка — если тот позволит себе хоть одну из своих выходок, то сразу вылетит из фильма. Но актер сумел удержаться, тренировался с настоящими рестлерами, и его старания были оценены по достоинству. «Рестлер» вышел в 2008-м, оказался успешным в прокате, а Рурк получил «Золотой глобус» и номинацию на «Оскар» — единственную в своей карьере.

Нельзя сказать, что после «Рестлера» Микки Рурк вернул все потерянные за годы простоя позиции. Ему пришлось несколько раз делать косметические операции, чтобы исправить почти все последствия неудачной пластики. Но он снялся в кинокомиксе «Железный человек 2» в роли суперзлодея Хлыста, а Сильвестр Сталлоне позвал в свои «Неудержимые», как бы признав за Рурком право называться звездой боевиков 90-х, а не только секс-символом тех странных времен.