Элина Быстрицкая: «В Малом театре голые не ходят»

Элина Быстрицкая. © / www.globallookpress.com

После сбора труппы Малого театра, которому она служит всю свою жизнь, корреспондент «АиФ» побеседовала с легендарной актрисой: что в сегодняшнем мире имеет смысл, а что — нет.

   
   

Досье
Элина Быстрицкая. Родилась в 1928 г. в Киеве. Народная артистка СССР. Во время войны училась на курсах медсестёр, работала в госпитале. С 1958 г. — в труппе Малого театра. Награждена орденом «За заслуги перед Отечеством» I степени (2008 г.).

Зачем сводить русский язык к набору примитивных звуков?

Ольга Шаблинская, «АиФ»: — Элина Авраамовна, нередко современные режиссёры уверяют, что ставить классику неинтересно, она, мол, покрыта мхом. Новый взгляд на классику, как правило, начинается с того, что артистов выпускают на сцену чуть ли не голышом...

Элина Быстрицкая: — Конечно, в нашем театре никто нагишом на сцену не пойдёт, это всё к Малому не относится. Да и вообще на такие новшества можно не обращать внимания. Потому что выход голого актёра на сцену никоим образом не обогащает постановку, смысла и содержания это не добавляет.

Классику «осовременивать» с помощью трюков — пустое дело. Опыт Малого театра с его огромной историей подтверждает: на сцене содержание — основа всего. Для меня Малый театр, по существу, это история России. Наши предшественники хорошо знали наше прошлое и ставили классику профессионально. Нам тоже нужно относиться с уважением к своей истории, своей культуре.

Элина Быстрицкая в постановке Малого театра «На всякого мудреца довольно простоты». Фото: www.globallookpress.com

— Часто можно услышать о том, что мат на сцене приближает к правде жизни, и этим «художественно оправдан». Как вы к этому относитесь?

— Ну как я могу к этому относиться?! Это недостаток уважения к нашей культуре. Я как актриса Малого театра считаю, что могучий русский язык нельзя сводить к набору примитивных звуков. Язык выражает мышление нации.

   
   

Сегодня есть хорошие пьесы. Драматургию нужно выбирать ту, которая не наносит душе травмы, не поселяет в ней чувства, недостойные человека. Цензуры сегодня нет, ну и слава богу, что нет.

Куда важнее самоцензура. Это очень важное качество, которое и должно отличать людей от животных. Думаю, что каждый, кто пытается что-то создать, кто хочет, чтобы его услышали и увидели, должен иметь в себе внутреннего цензора. Нужно понимать, на что можно пойти, на что — нет.

«По-моему, тв стало ликбезом для бандитов»

— Интересно узнать, что вы думаете по поводу наших бесконечных телесериалов и разнообразных ток-шоу.

— Вы, наверное, смеётесь надо мной. Вы полагаете, что я сижу и смотрю сериалы и ток-шоу?

— Неужели совсем не включаете телевизор?

— Я включаю телевизор. Я хочу знать, в каком времени я живу. Смотрю новости, чтобы услышать о последних событиях. А как же? Обязательно!

Но всё остальное смотреть невозможно. Я считаю, что телевидение у нас стало ликбезом для бандитов. Буквально. Недавно передачу видела — там шёл разговор о том, что дети в школе стреляют. А почему они это делают? Откуда всё это взялось?

Когда дети смотрели в кино на героев, совершающих благородные поступки, — они и сами стремились стать такими же благородными. Старались подражать хорошему, хотели подвиг совершить. Когда же они видят по телевизору бандитов — и в новостях, и в сериалах, в каждом шоу, — они начинают подражать этим новым «героям». Вот что самое ужасное, с моей точки зрения. Если это никого не заботит — к чему придём?

— Вы говорите, что стараетесь быть в курсе происходящего в мире. Очень огорчаетесь, когда слышите про новые повороты в сложных отношениях с Западом, про новые санкции.

— Я этого просто не принимаю. Западу ничего не остаётся, кроме как козни против нас строить. Всё происходящее сегодня, под какой бы личиной это ни преподносили, не с добрых помыслов. Зависть имеет разные формы.

— Зависть — к чему? Кто-то из ваших коллег уверяет: Запад раздражают наши природные богатства и гигантская территория.

— Нет. Я говорю о зависти к нашей истории.

— В последнее время нашу историю всё чаще судят. Сегодня и освобождение Европы от фашизма преподносится как советская оккупация.

— Болтать можно сколько угодно. Но правда — одна. Я участница этой войны и знаю, о чём говорю. Четыре года там была. Я войну закончила в Одессе в ноябре 1944 года.

(Долгая пауза.) Что такое Великая Отечественная война? Это не просто война. Это сплотившийся воедино народ, который поддерживает государство своё, с тем чтобы победить. Победа была и будет за нами — тут и вопроса нет. И наша история, наш народ действительно достойны уважения.

— Вы можете сказать, что главное в нашем народе, в русском характере?

— Мужество. Сила воли и разум — они никогда не подводили Россию.

— В нынешнем поколении сохранились те качества, которые были у поколения победителей?

— Я думаю, в России каждое поколение, которое приходит на смену предыдущему, обязательно берёт от своих предшественников волю, силу, сущность. А пока это так — нам ничего не угрожает.