Елена Цыплакова: «Я не сдохла из вредности характера»

На телеканале «Россия 1» выходит многосерийная драма «Несломленная» о судьбе молодой женщины, попавшей в тяжелейшую ситуацию, но не сломавшейся, ищущей свой духовный путь.

   
   

Накануне премьеры сериала режиссер, народная артистка России Елена Цыплакова пообщалась с «АиФ».

— В самом названии сериала, которое мне очень нравится, — «Несломленная» — основная мысль. — Говорит «АиФ» Елена Цыплакова. — Мы рассказываем о судьбе молодой женщины, бизнеследи. Анна Стрельцова после смерти отца возглавила сеть ресторанов и проходит свой путь — очень непростой. С предательством близких, мужа, сестры. Тюрьма, рождение там ребенка, потеря ребёнка. Я там тоже играю одну роль, врача, профессора, которая сидит много лет в тюрьме, — она села за свою дочку, которая убила человека. Моя героиня говорит Анне: «Господь дает по силам». Поэтому нельзя унывать, нельзя сдаваться. Он дает и помощь, через людей, кто рядом. Которые поддерживают, дают возможность человеку выдержать те страшные ситуации, в которых он пребывает.

Я уверена, что кино воздействует на зрителя. Особенно многосерийное, когда человек погружается в сюжет, и принимает это как личный опыт уже на уровне подсознания. Думаю, «Несломленная» очень многих может поддержать.

Ольга Шаблинская, «АиФ»: — Какие у вас остались впечатления от работы с командой?

Елена Цыплакова: — У нас потрясающая команда работала! Марина Коняшкина играет главную роль — отличная актриса, на мой взгляд, она настолько выразительна. Чудесные актеры: Илья Носков, Юра Беляев, Саша Власова, Павел Баршак, Ирина Розанова.

У меня там снималась одна актриса из Ногинского театра — Танечка Ковтун. Она говорит: «Мне 46 лет, но я впервые играю в кино. Я не успела испугаться, такая хорошая атмосфера». Таня мне очень понравилась в кадре, она артистка плана Людмилы Зайцевой, характерная, интересная.

   
   

Для меня это огромная радость, что фильм получился именно таким. Притом, что история непростая, и героиня проходит очень сложные ситуации по жизни. В свое время мне понравилась статья Ирины Антоновой, которая сказала: в искусстве должно быть два компонента: этическая составляющая и эстетическая. Это очень важно. Когда это отсутствует, искусство кончается.

Вся группа работала с полной отдачей — и это очень приятно. У нас удивительный оператор Дмитрий Мас, я считаю, высочайший художник на сегодняшний день, один из лучших операторов России. Эстетическое наслаждение получаешь от того, что происходит на экране . Как сняты портреты, как все двигается на экране — он величайший мастер. Очень хороший художник Кирилл Гаврилов. Знаете, у нас нужно было создать атмосферу, грязь на кухне — так он мух сухих собирал по подоконникам, наклеивал на липкие ленты. Когда занимались перезаписью последних серий, звукорежиссер сказал: «Такое ощущение, что каждая деталька — на месте и она живая». Евгения Вильшанская — на мой взгляд, совершенно уникальный продюсер. Как она внимательно относится к материалу! Даже какие-то вещи нам помогала делать в монтаже.

— Светлана Дружинина говорит, что она в одном своем фильме сама хотела сыграть императрицу, но в итоге я поняла, что Дружинина-режиссер плюс Дружинина-актриса — это слишком перенапряжение большое. А каково вам было играть роль в фильме Елены Цыплаковой-режиссера?

— Очень нелегко. С одной стороны, я понимала, ради чего это делаю, потому что моя героиня, Лера, человек духовный, который несет определенный смысл. И я понимала: лучше я сделаю это я, чем буду кого-то учить. Потому что любое слово, любое — это энергия. Всё есть энергия. Григорий Палама говорил, что стол тоже энергия, только другого качества. Те немногие вещи, которые я говорю в картине, они для меня лично очень важны, потому что это мое мировоззрение. Мне хотелось их привнести, поэтому я даже сцены дописывала.

— Знаете, я, когда прочитала название сериала и имя режиссера, подумала: «А ведь несломленная — это про саму Цыплакову тоже». 27 лет. Молодая и уже всем известная актриса отправляется в творческую поездку в Африку и подхватывает малярию...

— Смертельную. Это было кошмаром. Меня лечили сначала от обычной малярии. Слава богу, врачи притормозили процесс. А потом на съемках в Минске опять начался чудовищный рецидив. У меня было страшное уныние. Помню, шла уже в Москве в очередную клинику, и думала: «Если там ничем не помогут, просто суну голову под машину».

— Всё было настолько плохо?

— Лихорадка. Состояние было ужасное. Но дело не только в этом. Я была зелёного бутылочного цвета, потому что малярийный плазмодий размножался в кровяных клетках. Там, в клинике, на мне попробовали новое лекарство. У нас очень много ребят в Афгане погибли именно от смертельной малярии. Когда мне дали эти таблетки, врач очень смешно сказал: «Лен, ты звони, если что, мы не знаем, как они действуют». Когда их выпила, вцепилась в больничную кровать, потому что чесалось всё. Зуд был такой в теле, просто неимоверная реакция — глаза и те чесались!

— То есть вам не давали гарантий, что выживете?

— Ну кто это мог гарантировать? Потом обо мне написали в справочнике, описывая это лекарство «Дали больной Е.Ц.» Так что обо мне медицинские учебники писать можно. (Улыбается)

Да много всего было! 3 года я снимала «Женщину без прошлого», «Кармелиту». После двух больших сериалов организм не выдержал такой нагрузки. Я просто сломалась — диабет 2 типа, несколько месяцев лежала, меня муж переворачивал в постели. Мне дали I группу инвалидности и выписали. Я уехала из больницы на коляске. Хотя пришла на своих ногах.

И меня вымолили. Вымолил Виталий Воскобойников, уникальный молитвенник, целитель, который поселился у нас. Ко мне приходил мусульманин-врач. Он говорил: «Садись на кровати, и „пиши“ ногами имя и фамилию, крупно, движения ногами делай. И мысленно пытайся понять, какие мышцы должны работать».

Я тогда стоять даже не могла. И, сидя, ногой «писала» по буквам «Елена Цыплакова». Когда я с ходунками встала, для меня был просто праздник. Сделала один шаг с ходунками. На следующий день три. Потом пять. Потом по квартире здесь вот прошлась. Когда я пришла к неврологу в больницу на своих ногах — после того, как он меня видел на коляске — тот сказал: «Ну да, самопроизвольное улучшение». — «Хорошо, меня устраивает такая формулировка». Не скажу же я, что меня вымолили!

— По-вашему, настрой какую роль играет в выздоровлении человека?

— Это самое главное. Когда я слегла после всех этих съемок и уже не вставала, сама себе сказала: «Мне 50 лет. Я так много умею и много знаю, и просто так тупо сдохнуть не хочу!» Даже потом смеялись мои приятели: «Цыплакова сказала, что не сдохла из вредности характера».

— Вы вредная?

— Я упёртая.

— Помню, мы делали интервью с писательницей Дарьей Донцовой, пережившей онкологию. Она сказала: «Мне очень много женщин писали, что после ампутации груди от них муж ушел. А я им всегда отвечала: «Радуйтесь, от вас предатель ушел». Вы сказали, что муж вас переворачивал лежачую. Это многое о человеке говорит. Ведь не понятно, что с женщиной будет, если она лежачая...

— Лучше его спросить. (Кричит в соседнюю комнату) Паш, подойди, пожалуйста, тут вопрос к мужчинам. (Раздается ответ: «Не хочу»). Не надо эту тему, вы сами сказали — есть предатели, и есть те, кто не предаёт. Достаточно сказать, что он выдержал всё это и помог мне выстоять в той ситуации.

— Знаете, я давно заметила, как женщина меняется, когда в её жизни есть мужчина, который о ней заботится..

— Спокойствие, защищенность появляются. Мы же всегда меняемся, рядом находясь с кем-то. Мы с Пашей во взрослом состоянии поженились — мне было 46. Брак был не по пылкой эмоции, а совершенно на другом основанный.

— Как вы считаете, встреча такого человека, мужа, опоры — это везение, судьба?

— Когда мы расписывались с мужем, наш друг Воскобойников, а он видит многие вещи, был в другом городе. Он говорит: «В то время когда вы расписались, у меня такая фраза возникла: свершилось». Мы венчались. Когда вышли из храма, это был октябрь месяц, на небе были две вертикальные радуги. Две радуги я не раз видала, когда на Алтае с геологами шарилась. Но вертикальные? Я такого ещё не наблюдала.

— Вы удивились, увидев такое? У меня такая ассоциация возникает: две вертикальные радуги — как символ двух свечей.

— Я не удивляюсь. Это все проявление Бога. Мы маму вымолили с четвертой стадией онкологии, ушли метастазы. Потому что многие вещи, которые люди считают чудом, это просто проявление силы Божьей.