Екатерина Гусева: «Мой муж Володя — как Пигмалион, я абсолютно его дитя»

Екатерина Гусева с мужем Владимиром Абашкиным. © / Игорь Харитонов / АиФ

Снесло крышу от страсти

Ольга Шаблинская, «АиФ»: В августе исполнилось 20 лет вашему браку с бизнесменом Владимиром Абашкиным... Но я не понимаю, как такой график съёмок и репетиций совместим с семейной жизнью... Когда приходите домой уставшая, супруг вам не говорит: «Я, конечно, рад, что ты звезда, но ты всё время на работе. Мне тебя не хватает»?

   
   

Екатерина Гусева: Что вы, нет! Володя — как Пигмалион, я абсолютно его дитя, он меня сделал, открыл, сформировал. Я стала актрисой во многом благодаря ему, его вере в меня. В его руках, как бутон, распустилась. Поэтому ни о какой ревности к профессии тут не может быть речи... Очень много ролей в театре и кино, даже песен разобрано вместе с мужем. Все мои достижения ему принадлежат.

— Но ведь Владимир не режиссёр, а владелец фирмы по изготовлению декораций...

‪— В армии Володя получил профессию кровельщика, крыл крыши в «Ленкоме» и однажды спустился с крыши в цех по производству декораций... Стал заведующим постановочной частью, начал делать декорации для спектаклей, концертов, торжественных мероприятий, телевидения... Володя закончил Щукинское училище, учился режиссуре на курсе у Хейфеца. Так что он человек, близкий к театру.

— Скоро у вас премьера — мюзикл «Анна Каренина» в Московском театре оперетты. Скажите, чисто по-человечески ваша героиня понятна вам? Вы в своей жизни были в подобной ситуации когда так же «сносит крышу» от страсти?

— К счастью, да! И я связала свою жизнь с любимым человеком! Ты бежишь за этим чувством, сломя голову, не видя ничего, как лошадь в шорах, как ледокол просто прёшь, как в воронку тебя чувство закручивает, не помнишь, ела ты сегодня или нет... Отключается рацио, голова, мозги, есть только физиология и душа. И ты в стремлении только туда, только к нему, ты не видишь ничего вокруг...

Беда в том, что к Анне Карениной пришла любовь уже после того, как она стала женой, матерью... ‪Страшно оказаться в таком положении! Мы ни от чего не застрахованы, такая сумасшедшая любовь может каждого коснуться, в любом возрасте... Любовь на пустом месте может возникнуть просто к прохожему, которого не за что-то полюбили, а просто он оказался в данный момент перед нашим взором... Вдруг происходит какой-то гормональный всплеск.

— Вот мы с вами говорили о страсти... А если говорить о семейных отношениях с мужем длиной всю жизнь, это подарок свыше или всё-таки результат труда?    
   

‪— Это взаимное желание сберечь, сохранить, и если удастся — преумножить своё счастье, подаренное свыше. Это трудно. Значит да, это труд... Со временем на картинке с прекрасным принцем на белоснежном коне появляются вдруг какие-то серые оттенки, какие-то крапинки... Ты вдруг осознаешь, что Он не идеален... Поэтому нужно терпение, умение прощать, не цепляться к мелочам...

Невозможность существовать друг без друга приводит к тому, что люди сливаются в один организм единый, уже как бы его недостатки это и мои недостатки... А когда появляются дети, этот союз обретает ещё большую силу, крепость.

Мы с семьей часто гуляем в Екатерининском парке. Я однажды увидела картинку — не удержалась, сняла на телефон... Она даже у меня в заставке стояла какое-то время... На скамейке сидел дедушка и читал газету, а рядом, положив голову ему на колени, свернувшись калачиком, бабушка спала. Он развернул газету и держал её так, чтобы солнце его жене в лицо не светило...

Екатерина Гусева в образе Анны Карениной. Фото: РИА Новости/ Владимир Вяткин

Вечные муки

— Но бывает и так, как у Карениной, когда любовь «накрывает» уже семейного человека. Как в таком случае поступить? ‪Что всё-таки важнее — чувство долга, ответственность или любовь, страсть?

— Это вечный вопрос, я думаю, Толстой задает его и нам всем, и себе в первую очередь. Вся жизнь наша полна искушений, иногда мы справляемся с ними, а иногда нет... Иногда одумываемся и всё-таки разум овладевает нашими порывами и мы можем их остановить. А иной раз это невозможно сделать... А может быть, и не нужно?..

‪Говорят: Бог — это любовь. Но только что это значит? Если женщина влюблена, это что — от Бога ей дано? А если от Бога, то как же предать тогда чувство, почему от него нужно отказаться?! Почему нужно себе запретить? Или, может быть, любовь и страсти — это искушение, с которым просто ты не справилась?‪

Извечный вопрос, муки, экзистенциализм, когда ты понимаешь, что у тебя есть выбор, но, какой бы выбор ты ни сделал, тут же осознаёшь, что сделал его неверно... Я думаю, что спектакль ещё больше нас всех измучает неразрешенностью этих вопросов... Анна Каренина — женщина,которая не захотела и не смогла сказать себе «нет, остановись». И мы видим, каков итог её жизни.

— Но только был ли у неё выбор?

— Выбор есть всегда. Буквально вчера была репетиция сцены, где Анна узнаёт,что её муж, Каренин, сказал ребёнку, что мама умерла... Она среди ночи, сломя голову бежит к сыну, чтобы опровергнуть эту страшную ложь... Но, подойдя к кроватке, Анна не осмеливается разбудить мальчика. Смотрит на него в последний раз, поёт прощальную колыбельную и уходит к Вронскому. Навсегда. Там, у колыбели она сделала свой выбор...

Режиссёр мюзикла «Анна Каренина» Алина Чевик. Всё-таки это очень важно, что у нас режиссёр — женщина. Может быть, кто-то сейчас скривится и скажет,что женская режиссура — это как женщина за рулём или как женщина-дирижёр. А я считаю, что у нас более тонкая душевная организация, мы очень интуитивно многие вещи чувствуем. Мне очень отрадно, что мы с Алиной на одной волне. «Анна Каренина» — это женская тема. Мне кажется, ни один мужик нас так не поймёт. Хотя Толстой потрясающе тонко чувствовал женщину. В «Анне Карениной» мы имеем возможность наблюдать за женщиной, которая жила страстью, исключительно ей... Как будто бы Толстой исследовал именно это чувство физиологического желания.

Актеры Дмитрий Ермак в образе Алексея Вронского и Екатерина Гусева в образе Анны Карениной. Фото: РИА Новости/ Владимир Вяткин

И, конечно, мне хотелось бы сказать про либретто Юлия Кима. Он провел Анну с молитвой до самого последнего шага, в отличие от Льва Николаевича, у которого Анна от Бога отказалась. Это принципиальное отличие, за что я Юлию Черсановичу очень благодарна. Потому что исполнить женщину, которая покончила жизнь самоубийством, очень непросто... Нужно сыграть так, чтобы люди от себя отмели раз и навсегда такие мысли... Мы не вправе решать, нужно до конца всё пройти, как бы не было трудно, дойти до конца...

— А в вашей жизни были ситации, как у Карениной с Вронским, когда вас бросал любимый мужчина?

— Честно признаюсь, мне очень сложно наделять героинь, которых я играю, каким-то негативным личным жизненным опытом. Не было в моей жизни такой вселенской любовной трагедии, чтобы я кем-то была брошена, нелюбима, чтобы я мучилась от неразделённых чувств. Я была вертихвосткой...

— А «вертихвостка» — это кто, по-вашему?

— Я думаю, что это девушка, женщина, которая понимает, насколько сильным может быть её воздействие на мужчину. (Смеётся) Улыбкой, смехом, обаянием, лёгким кокетством. Женщина каждая чувствует в себе эту силу воздействия на противоположный пол и, может быть, просто так этим пользуется, потому что это приятно, потому что ты видишь, как там они штабелями укладываются. (Хохочет)

В каком возрасте я эту женскую силу ощутила, спрашиваете? Думаю, прямо в очень раннем... Но, к счастью, актёрская фантазия гораздо богаче, чем этот самый жизненный опыт...