Его тени исчезли в полночь. Как Валерий Усков шедевры снимал

К/Ф «Тени исчезают в полдень». © /

22 апреля знаменитому режиссеру Валерию Ускову исполняется 90 лет. Он живой классик нашего кино. Усков пришел в кинематограф во времена оттепели, создавал монументальные эпопеи и в советские времена, и уже после распада СССР. Вся история нашего кино за минувшие шесть десятков лет — это Валерий Усков и его троюродный брат, тоже мэтр — Владимир Краснопольский. Практически все киношедевры они создавали в соавторстве. (Владимир Аркадьевич ушел из жизни осенью прошлого года). «Мы с Володей жизнь прожили вместе, — вспоминает Валерий Иванович. — Представляете? Детский сад, потом школа, десять лет за одной партой. Пять лет — в Университете, пять лет — во ВГИКе... Все вместе».

   
   

К юбилею Валерия Ивановича aif.ru решили вспомнить лучшие его фильмы.

«Неподсуден», (1969)

Режиссеры Валерий Усков, Владимир Краснопольский

В ролях: Олег Стриженов, Людмила Максакова, Леонид Куравлев, Светлана Светличная, Алексей Смирнов, Сергей Никоненко и др.

Драма о любви, предательстве, дружбе и... летчиках. Экранизация рассказа Льва Ющенко «Командир».

Фильм с блеском прошел в прокате, его посмотрели почти 45,5 миллионов зрителей. А исполнитель главной роли летчика Егорова — Олег Стриженов стал лучшим актером 1969 года по версии журнала «Советский экран».

Валерий Усков. Фото: www.globallookpress.com

Однако поговаривают, что сначала проект хотели запретить из-за «аморального поведения» главной героини — ведь она вступила в отношения с любимым без «штампа в паспорте». Но в итоге этот предосудительный для середины прошлого века факт никак не отразился на зрительской любви. А сотни мальчишек после «Неподсудного» стали мечтать о небе и самолетах.

   
   

Сценарий к фильму написал Константин Исаев, к этому моменту в его фильмографии уже были «Подвиг разведчика» (1947) и «Верные друзья» (1954).

К выбору актера на главную роль режиссеры отнеслись с большой ответственностью, пересмотрев множество претендентов. Остановились на Олеге Стриженове, в которого после выхода на экраны фильма «Овод» (1955) были безоглядно влюблены все женщины Союза.

Актер согласился без колебаний, ведь его сводный брат, как и герой, которого ему предстояло играть, тоже был летчиком, погиб под Сталинградом. Таким образом Олег Александрович хотел отдать дань памяти брата-героя. Мало кто знает, что песню в фильме, как сейчас бы сказали, саундтрек, исполняет сам Стриженов.

Говорят, что Людмилу Максакову, утвердили на главную женскую роль с одобрения Олега Александровича. Именно такой виделась ему женщина, которую можно любить всю жизнь — красивая и с сильным характером.

А вот роковая красавица Светлана Светличная, сыгравшая стюардессу, безответно влюбленную в главного героя, доставила много хлопот съемочной группе, ведь всем приходилось подстраиваться под плотный график востребованной актрисы.

«Тени исчезают в полдень», мини-сериал, (1971)

Режиссеры: Валерий Усков, Владимир Краснопольский

В ролях: Петр Вельяминов, Нина Русланова, Галина Польских, Иван Рыжов, Петр Должанов, Владимир Самойлов, Николай Парфенов и др.

Сага, снятая по одноименному роману Анатолия Иванова. История жизни небольшой сибирской деревни, которая включила в себя историю всей России до 70-х годов XX века: закат Российской Империи, гражданская война, Великая Отечественная война и послевоенное восстановление страны.

Снималась картина на Урале, в родных местах режиссеров Ускова и Краснопольского. Утес — Аликаев камень, на котором в фильме погибает командир партизанского отряда Марья Воронова (в исполнении Нины Руслановой), после окончания съемок местные жители так и окрестили — Марьин Утес, а потом это название появилось и на географических картах.

На главную роль председателя колхоза актера искали долго по всей стране, а нашли в сибирском театре. Петр Вельяминов до этого не снимался в кино, даже не имел актерского образования. Его герой Захар Большаков — идейный советский человек. А Вельяминов — дворянин, его предок был офицером, принимал участие в войне 1812 года, отец — полковник царской армии, перешедший на сторону большевиков. Сам же Петр Сергеевич отсидел девять лет в лагерях, попал туда в 16 лет после визита к неблагонадежному соседу. В заключении он и увлекся самодеятельностью, а после освобождения и реабилитации устроился в театр. Неудивительно, что за его кандидатуру братьям — режиссерам пришлось побороться с худсоветом. Вельяминов создал настолько правдоподобный образ, что после выхода фильма проснулся самым знаменитым «председателем колхоза» страны.

Валерий Усков вспоминает, что как-то раз на съемках другого своего кинохита «Вечный зов» их машина застряла, и ему с Вельяминовым пришлось идти пешком до ближайшей деревни. Жители, завидев актера, бросились к нему с криками: «Захар Захарович!» И буквально утащили его к себе на колхозное собрание, чтобы заслушать опытного руководителя — как лучше вести хозяйство.

А ведь Вельяминов поначалу отказывался сниматься, так как до этого в кино не работал. И на площадке юный актер Коля Лиров, игравший в фильме мальчика Мишу, а до этого уже снявшийся в драме «Неподсуден», предупредил своего старшего, но не опытного коллегу: «Знаете, я уже в третьей картине снимаюсь, а вы только в первой!»

Бились режиссеры и за актрису Александру Завьялову (в фильме Серафима Клычкова). И все из-за ее «неблагонадежности», ведь она в реальной жизни позволила себя полюбить американца. После съемок душевное здоровье актрисы пошатнулось — она слишком вжилась в роль. Дело дошло даже до психиатрической больницы.

Одну из ролей в фильме (Ольгу Воронову) сыграла студентка ВГИКа Галина Логинова. Но ее артистическая карьера в СССР прервалась. Галина вышла замуж за иностранца — югославского врача Богдана Йововича — и родила дочь Милу. Ее перестали приглашать сниматься, и в 1981 году Логинова уехала с семьей в США. Там она целиком посвятила себя воспитанию дочери — и результат не заставил себя ждать. Да! Голливудская звезда Мила Йовович — это дочь тот самой Ольги Вороновой из сериала «Тени исчезают в полдень».

Песня из кинофильма «Гляжу в озера синие» стала настоящим хитом и начала жить отдельно от картины. Изначально ее исполняла Ирина Карелина, а после реставрации киноленты была записана версия Екатерины Шавриной.

«Вечный зов», многосерийный фильм (1973–1983)

Режиссеры: Валерий Усков, Владимир Краснопольский

В ролях: Петр Вельяминов, Ада Роговцева, Вадим Спиридонов, Тамара Семина, Николай Иванов, Иван Лапиков, Владлен Бирюков, Ефим Копелян, Тамара Семина, Михаил Кокшенов, Олег Басилашвили, Инна Маркова, Николай Дупак, Елена Драпеко, Любовь Виролайнен и др.

Цикл из двух эпичных телесериалов по мотивам одноименного романа Анатолия Иванова. В этой масштабной эпопее показана история трех поколений жителей сибирской деревни. Она охватывает огромный временной период — с 1906 по 1961 годы: русско-японская война, Первая мировая война, революция, Гражданская война, Великая Отечественная и послевоенные годы. В центре сюжета — жизнь семьи Савельевых и их односельчан.

Фильм стал культовым для многих поколений в нашей стране и по праву считается лучшей семейной сагой. Создание киноэпопеи заняло целых 10 лет! Основные съемки прошли в горах на Южном Урале. Как всегда, режиссеры скрупулезно отнеслись к выбору актеров, их находили в разных уголках Советского Союза и создавали все условия, чтобы те согласились принять участие в долгих и трудоемких съемках. Например, Ефиму Копеляну (в фильме — кулак Ефим Кафтанов) порой заказывали отдельный самолет. Это был небольшой АН-2, именно на таких добирались до места съемок артисты после прилета в Уфу. Были случаи, когда режиссеры выплачивали театру, где работал Копелян, деньги за спектакли, чтобы забрать актера на площадку на целый месяц.

Но в 1975 году, спустя два года после начала съемок, случилось несчастье — Ефим Копелян скончался от инфаркта. Его сцены доснимали с дублером, которого зритель видит в кадре только со спины.

Из-за долгих съемок, некоторые актеры шутя называли фильм не «Вечный зов», а «вечный воз». Но все равно, отказываясь от других ролей, спешили на съемочную площадку за тысячи километров от дома.

Актер Вадим Спиридонов, сыгравший среднего брата Савельева, не мог пережить гибель своего персонажа. После отснятого последнего эпизода он долго лежал на земле и рыдал: «Вот и кончился мой Федор!» И как в воду глядел, после «Вечного зова» у него больше не было в карьере таких больших ролей.

А вот актер Юрий Смирнов так правдоподобно исполнил роль чиновника-предателя Петра Полипова, что несколько серий запретили к показу, а его единственного из звездных актеров не наградили Государственной премией. Да и главных ролей актер больше не получал.

В массовку для банды Кафтанова приглашали местных жителей. В киношную «преступную группировку» с удовольствием вступили уважаемые люди района: партработники и председатели колхозов.

В 1976 году зрители увидели только 6 серий картины, остальные убрали «на полку». Сомнения комиссии вызвал не только предатель Полипов, но и годы репрессий, показанные в фильме, а режиссеры отказались резать ленту. Но даже такой «короткий» вариант истории имел оглушительный успех, а в 1978 году на экраны вышли все серии первой части. В 1987 закончилась работа над второй семисерийной частью эпопеи — и вся 19-серийная дилогия была представлена на телевидении. В 2000-м году Усков и Краснопольский вернули в фильм все вырезанные эпизоды, и он стал 27- серийным.

«Ермак», сериал, (1996)

Режиссеры: Валерий Усков, Владимир Краснопольский

В ролях: Виктор Степанов, Ирина Алферова, Никита Джигурда, Евгений Евстигнеев, Петр Вельяминов, Сергей Гармаш, Михаил Жигалов, Юрий Саранцев, Тахир Матюлин и др.

Историческая пятисерийная драма о покорении Сибири, биография атамана Ермака. Один из самых дорогих российских проектов 1990-х годов. Кстати, именно из-за проблем с финансированием съемки затянулись на 10 лет. Зато критики считают, что эта картина наиболее точно воспроизводит быт и нравы XVI века. Съемки проходил на Урале и в настоящих интерьерах Московского Кремля.

В этой картине Евгений Евстигнеев сыграл свою последнюю роль — царя Ивана Грозного.

Как и во всех фильмах братьев-режиссеров, актерский состав киноленты впечатляет. Но ходят слухи, что его мог пополнить... Арнольд Шварценеггер. С ним велись переговоры по поводу роли сподвижника Ермака — атамана Ивана Кольцо. Но не случилось... Голливудский супермен замахнулся на самого легендарного Ермака, а эта роль уже была отдана актеру Виктору Степанову. И менять свой выбор режиссеры были не намерены. Под Железного Арни спонсоры готовы были выделить миллионы долларов. Но все знают истину — кто платит, тот и заказывает музыку, поэтому заморские толстосумы вознамерились вносить правки и в сценарий, и в саму историю: как ни смешно, они не хотели, чтобы Ермак умирал, так как надеялись потом снять «Ермак-2», «Ермак-3» и так далее. Усков и Краснопольский на это не пошли, а зарвавшегося Арни в роли атамана Кольцо успешно заменил Никита Джигурда, который в те годы был актером, а не завсегдатаем скандальных ток-шоу.

«Две судьбы», сериал, (2002–2008)

Режиссеры: Валерий Усков, Владимир Краснопольский

В ролях: Мария Аниканова, Екатерина Семенова, Анжелика Вольская, Александр Мохов, Дмитрий Щербина, Анатолий Руденко, Людмила Артемьева, Мария Куликова, Денис Матросов и др.

Мелодраматическая история захватила женскую половину телеаудитории аж на 56 серий! В фильме есть все, чтобы стать кинохитом: любовный треугольник, предательство, верность и торжество справедливости. Это история жизни двух «закадычных» подруг, их детей и внуков... Действия разворачиваются с 1960 года до «лихих» 90-х. Создатели даже не ожидали, что, казалось бы, незамысловатая история вызовет такой ажиотаж и «порвет» все рейтинги.

Сериал был настолько популярным, что фильму посвящались популярные ток-шоу, где поклонники могли увидеть своих кумиров и послушать байки со съемок. Коллектив так сплотился, что некоторые создали настоящие, а не киношные семьи. Именно во время работы в сериале полюбили друг друга не только по сценарию Мария Куликова и Денис Матросов. Молодые люди поженились, в семье родился сын Иван. После 12 лет брака пара рассталась, но продолжает поддерживать хорошие отношения. А ведь Марию Куликову могли и не утвердить — на пробах она показалась слишком красивой для роли одной из главных героинь, но такую красоту решили не терять и дали Марии другую роль в картине.

Любопытно, что сценарий написал авиаконструктор-пенсионер Семен Малков. Он старался сделать сюжет современным, а его строгая супруга просто вычеркивала сцены, казавшиеся ей слишком фривольными.

Много было и курьезных историй. Под Выборгом дачники срезали реквизитные грибы. Герои по сюжету бредут по тайге. «Камера! Мотор!» И тут в кадре появляются посторонние. Внимательные грибники заприметили полянку и... быстренько собрали богатый урожай. Отнимать такой «богатый улов» у команды с корзинками съемочная группа не рискнула. А вот после возвращения со съемок из Бразилии возникла проблема посерьезнее — оказалось, что некому озвучивать эпизоды на португальском языке. Хотели пригласить футболистов-легионеров, но не потянули их гонорар. На помощь пришли профессора и доктора наук. Ученые мужи чинно расположились в студии: «Что нам озвучивать?» «Вот эту сцену в борделе» — как ни в чем не бывало объяснили режиссеры. Солидные мужчины поохали, поахали, но отнеслись к ситуации с пониманием и озвучили пикантные моменты.

Актриса Анжелика Вольская, сыгравшая главную злыдню в сериале, сама после прочтения сценария ужаснулась выходкам своей героини и пошла в церковь к батюшке, чтобы получить благословение. Святой отец спросил: «А можешь попросить другую, хорошую роль?» «Ой, нет, — ответила девушка, — я хочу эту. Хочу плохую». И не ошиблась, злодейка получилась яркая, а многие ей очень даже сочувствовали.