Эдуард Хиль: «Если песню пишет посредственный человек, это будет выглядеть

О песне без слов в его исполнении «Я очень рад, ведь я наконец возвращаюсь домой», написанной 44 года назад и лишённой слов советскими цензорами, сегодня говорит весь мир. В США Хиля окрестили «Мистером Трололо» и «самым счастливым человеком на свете». Переживший второе рождение исполнитель пообщался с «АиФ».

   
   

«Мистер Трололо»

«AиФ»: - Эдуард Анатольевич, в Интернете вас называют «Мистером Трололо» и «Эдуардом Хихилем». Не обидно?

Эдуард Хиль: - А почему должно быть обидно? Было бы глупо с моей стороны выйти в Интернет и заявить: «Я вам запрещаю так меня называть». Раз они так воспринимают меня, ради бога. Там и пародии на эту песню делают. А я считаю так: если делают пародии, значит, песня попала в десятку.

 

 

«AиФ»: - Почему она «выстрелила» именно сейчас, через 44 года?

 

   
   

 

Э. Х.: - На самом деле эта песня была очень популярна у нас в стране в 60-е годы. Она написана замечательным композитором Аркадием Островским, который, кстати, создал огромное количество прекрасных песен. В те же годы им была написана песня «Пусть всегда будет солнце», которую прекрасно исполнила Тамара Миансарова. Но в 90-е у нас возникла новая страна с «новой культурой». И так получилось, что всё, что было раньше, стало ненужным. Предали забвению многие песенные жемчужинки И. Дунаевского, В. Соловьёва-Седого, М. Фрадкина, А. Петрова, М. Блантера и т. д. Мы попробовали создать новую культуру, но это невозможно сделать на пустом месте. А советская история и советская песня - это и есть та самая почва, на которой и надо было растить новую культуру. Ведь приезжаешь в любую страну, что просят исполнить? «Катюшу» Блантера, «Подмосковные вечера» Соловьёва-Седого и Матусовского, я уж не говорю о старинных русских романсах.

«AиФ»: - Что в этой песне было такого крамольного, что её запретили?

Э. Х.: - Крамола в песне была в том, что некто Джон на своём мустанге через прерии едет к возлюбленной Мэри, которая ему связала чулки (это краткое содержание). Нам сказали, что такой текст неприемлем, потому что он об американцах, с которыми у нас плохие отношения. И мы убрали стихи и сделали просто вокализ.

«AиФ»: - Почему на эту мелодию не придумали другие стихи?

Э. Х.: - Про лесорубов (смеётся)? Аркадию Островскому на ум пришёл именно такой сюжет. Если бы он сочинял про сталевара, который едет на машине «Победа» к возлюбленной Марусе, это была бы совсем другая песня, с другой мелодией.

Гагарин-спаситель

«AиФ»: - Песня про Джона и Мэри  не единственная, запрещённая цензурой. Вы ведь ещё пострадали за советский шлягер «Как хорошо быть генералом». Что это была за история?

Э. Х.: - Я как-то выступал в Военно-воздушной инженерной академии, где учился Гагарин, и Юрий Алексеевич попросил меня исполнить эту песню под аккомпанемент оркестра Юрия Силантьева. Генералы, присутствовавшие в зале, обиделись на строчку: «Как хорошо быть генералом. Стану я точно генералом, если капрала переживу». То ли они не слышали до этого слово «капрал», то ли не поняли, что песня про итальянского генерала. В общем, после этого меня перестали крутить на радио и звать на телевидение. При следующей встрече с Гагариным на банкете в честь юбилея Леонида Брежнева в Кремлёвском дворце съездов я пожаловался ему. Он очень удивился, узнав о наказании, и тут же подвёл меня к министру обороны, который, внимательно меня выслушав, сказал: «За что же вас наказали? Вас нужно наградить». Эту историю я рассказал президенту, когда Дмитрий Медведев награждал меня орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени. «Вот наконец наградили», - сказал я ему. Ещё мне запрещали петь песню «Бери шинель, пошли домой».

«AиФ»: - А её-то за что?

Э. Х.: - Мне было сказано: «Вы что, с ума сошли? Мы укрепляем армию, поднимаем её боевой дух, а вы поёте: «Бери шинель, пошли домой»». Я пытался возражать: «Так ведь я пою про какое время? Когда война закончилась и люди возвращались домой». Но мне за неё всё равно досталось. 

«AиФ»: - В советские времена поводов для радости было не так много, а песни рождались позитивные. С чем это связано? 

Э. Х.: - Энтузиазм в людях был. Конечно, встречались и карьеристы, но очень много людей с искренним чувством строили новые города. Во время войны многие наши оборонные заводы вывозили из Петербурга и Москвы в степи или леса, где люди жили зимой в палатках и выпускали оружие, которое нам помогло потом победить. Знаю, что в начале войны у нас были деревянные самолёты, даже из парусины были. И помню конец войны, когда у нашей армии была такая техника, что, если бы Сталин вовремя не остановил наши войска, они бы завоевали всю Европу. 

Деньги - это свобода

«AиФ»: - Раньше люди жили ради идей, а теперь ради денег?

Э. Х.: - Так нельзя рассуждать. И раньше деньги играли большую роль. Песня стоила 100 рублей, сделать хорошую аранжировку у маститого аранжировщика - тоже 100 рублей. Весьма приличные суммы! Но тогда были высочайшего уровня профессионалы, которые могли не только песни писать, но и оперы, оперетты, балеты и даже симфонические произведения. Даже когда они сочиняли развлекательную музыку, у каждого была задача сделать так, чтобы слушатель развивался, а не просто получал сиюминутное удовольствие, как сейчас говорят, «оттянулся», «поколбасился».

Иногда я задавал себе вопрос: «Зачем петь про красоту горящего металла?» И только позже пришло понимание того, что это очень нужно людям. Важно, кто об этом пишет и поёт. Если песню пишет посредственный человек, это будет выглядеть как карикатура. А есть песни  высочайшего уровня о лётчиках, космонавтах, сталеварах.

 «AиФ»: - Как вы воспринимаете сегодняшнее время?

Э. Х.: - По-разному. В советские времена люди в большинстве своём ничего не имели, за границу не ездили, всё запрещалось, но была стабильность. И каждый человек знал, что наступит лето и он обязательно поедет отдыхать к морю - в Сочи или Ялту. На зарплату 100-150 рублей можно было многое себе позволить. Я помню даже те времена, когда после войны стали снижать цены на продукты первой необходимости: хлеб, соль, спички. Пусть на 2, на 5 копеек, но это было снижение. Сейчас говоришь молодёжи, что хлеб стоил 10 копеек, многие не верят. Когда распался Советский Союз и образовалась новая Россия, я в шутку сказал, что скоро хлеб будет стоить рубль. И угадал. А сейчас некоторые сорта даже дороже 30 рублей. Хотя, если взвесить буханку, то там нет и килограмма. Цены на услуги ЖКХ, на продукты питания так подскочили, что люди даже не знают, что делать. Но в этой ситуации нужно быть терпеливым. Потому что страна молодая, она развивается. Должно смениться не одно поколение, чтобы мы стали жить так, как в Европе. 

«AиФ»: - В советские времена была идеология, которая внушала людям надежду, что когда-нибудь в будущем они будут жить хорошо. Сегодня никто таких обещаний не даёт. Может быть, напрасно?

Э. Х.: - Ещё Пушкин говорил: «Наш век - торгаш; в сей век железный/Без денег и свободы нет». Уже в те времена люди говорили, что деньги - это свобода. Но вот вопрос: как этой свободой распорядиться? Или опять же пушкинские слова: «Что слава? - Яркая заплата /На ветхом рубище певца./Нам нужно злата, злата, злата:/Копите злато до конца!» Горстка людей набрала сегодня этого злата столько, что народ уже негодует. И люди бы прощали наших олигархов, если бы стало известно, что какой-то олигарх построил детский сад, плавательный бассейн, помог детскому дому. А мы видим, что этот богач покупает футбольную команду или яхту ещё больше прежней. Здесь какая-то, даже не знаю, каким словом это назвать, нестыковочка. Почему одним можно, а другим нельзя? Но я с оптимизмом смотрю в будущее. И верю в нашу страну. А как не верить?

 

Досье

 

Эдуард Хиль родился 4 сентября 1934 г. в Смоленске.  Народный артист РСФСР (1974 г.). В 1960 г. окончил Ленинградскую консерваторию. В 1977-1979 гг. преподавал сольное пение в ЛГИТМиКе. Исполнитель песен: «Лесорубы», «Лунный камень», «Песня о друге», «Не плачь, девчонка», «Белой акации гроздья душистые», «С чего начинается Родина», «У леса на опушке…», «Человек из дома вышел» и др.

Читайте также:

Песня Эдуарда Хиля стала Интернет-хитом на Западе 40 лет спустя