Два сердца Владимира Машкова. Артист — о театре, переменах и будущем

Владимир Машков. © / Фото: Сергей Пятаков / РИА Новости

Совершенно необычная роль

Мария Егорова, «АиФ»: Владимир Львович, планируете ли что-то менять в «­Табакерке»?

   
   

Владимир Машков: Для нас, для театра это непростое время. Театр, созданный Олегом Павловичем, был прекрасно задуман. В него были вложены все его силы и талант. Открытие состоялось в 1987 г. Я как раз был у него на первом курсе. Для меня это был совершенный театр с лучшей труппой и с лучшим художественным руководителем. Отсюда я и начал жизнь как актёр. Мы - его ученики - должны доказывать, что их учитель потратил своё время не зря, что мы можем быть самостоятельными. Вот, собственно, те задачи, которые будем решать. Этот театр был одним из лучших, таким и должен оставаться.

- Как чувствуете себя в новой роли менеджера творческого коллектива?

- Художественный руководитель - это менеджер не прежде всего, а в том числе. Прежде всего мы должны придерживаться общей линии - это внимание и уважение друг к другу и к зрителю. Должны быть любящие своё дело актёры, какими, я надеюсь, мы и являемся. Для меня руководство - это художественная ответственность, вот как я это называю. Когда мы как театр представим свои новые работы, тогда вы как зрители оцените их и, как говорил Олег Павлович, «проголосуете рублём» либо не проголосуете. Сейчас наша задача - создать репертуар. Я очень люблю, когда спектакли делаются надолго: у них должна быть долгая и счастливая судьба. Спектакль должен жить, меняться и набирать темп с каждым прогоном.

Не революционер, а новатор

- Вы возглавили также театральную школу, которую создал Табаков. Будете продолжать его педагогическую линию или привнесёте что-то своё?

- Надо заниматься не революцией, а способствовать эволюции. В нашей профессии ноль гарантий, ты должен каждый день на площадке доказывать свою состоятельность и постоянно добавлять к своему духовному и межличностному интеллекту ещё что-то - всё для того, чтобы быть востребованным артистом и человеком. Если говорить о нашем театре и школе, то у нас очень понятная связь времён: Константин Станиславский, Василий Топорков (учитель нашего учителя) и Олег Табаков. А теперь мы - та рябиновая гроздь учеников, которая должна выстоять и в морозы, и в жару. Важно знать цель и сверхзадачу, и ещё нужны правильная самооценка и самоконтроль. Актёр должен быть всесторонне образован, и я буду это образование максимально расширять, в том числе и для себя. Моя задача - соединить театральную школу и театр Олега Табакова в один организм. Сейчас я взял троих молодых ребят из школы. Мы должны давать им максимальные знания и тот опыт, который у нас есть, а они должны требовать от нас широких з­наний.

Жить в удивительном городе

- Давайте поговорим о нашем городе. Что скажете про те и­зменения, которые произошли за последнее время? 

   
   

- Я вижу эти изменения, чувствую их на себе. Москва с этим великолепным центром, с этими просторными дорогами, с деревьями, которые за несколько лет вдруг появились по всему городу, с тем невероятным освещением - вот это всё и есть культурный центр России, а раньше город был спрятан за паутиной проводов. 

А как Москва встретила чемпионат мира по футболу? Ведь это тоже одно из тех неподъёмных дел, которые помимо финансово-экономической составляющей требуют ещё и недюжинного интеллекта, чтобы провести его на таком высочайшем профессиональном уровне.  

Посмотрите, какие праздники сейчас проводятся в парках и на бульварах, сколько прекрасных скверов и зелёных зон открывается. Когда у меня бывает свободное время, а оно бывает ночью, я сажусь на велосипед и еду по Москве. Я это очень люблю, это своего рода медитация. Я катался на велосипеде в разных городах мира, так вот, более удобного для отдыха на велосипеде города, чем Москва, нет. 

Я очень люблю Новодевичьи пруды - уникальнейшее место, Новодевичий монастырь, Х­амовники, Бульварное кольцо. А самое главное - это мои два сердца - два театра: одно - на Малой Сухаревской площади, другое - здесь, на улице Чаплыгина. 

Так получается, что я перемещаюсь достаточно много, например, сейчас мы снимаем картину в Южном Бутове. Я был поражён, когда увидел там строящиеся дома. В одном из них мы и снимали. Неплохо, я вам скажу. Это красиво - даже не ожидал. Вроде там был когда-то не самый лучший район, но теперь... прекрасное место. Сейчас как будто карта открылась, и мы должны на каждый объект наводить фокус, обращать своё внимание. Сегодня я увидел гуляющую Москву, для меня это очень важное изменение.

- Почему вы приняли решение войти в предвыборный штаб С­обянина?

- Для меня не было даже дилеммы: поддержать его или не поддержать, для меня это большая честь. Я очень уважаю нашего мэра за его труд, за его деятельность, за его творчество. Это человек, который существует на другом уровне государ­ственного мышления. Поэтому данное решение я принял, с тем чтобы чем-то со своей стороны быть полезным ему, учиться у него.  

Деятельность, которой занимается мэр, очень эмоциональна, несмотря на всю её функциональность. Выдержать такую нагрузку, регулировать и принимать решения невероятно сложно. Я, как человек, живущий и работающий в Москве, всегда внимательно наблюдаю за этим. Знаю людей из к­оманды Сергея Семёновича. Я понимаю, что команда - очень важный элемент. Потому что, проводя аналогию: театр - дело коллективное, редко может долго прожить театр одного актёра, и, уж если говорить о городе, причём о столице, нужна хорошая команда, и она есть у него. Собянин сделал очень важную вещь для нашего театра - помог осуществить модернизацию, чтобы было всё так, как хотелось Табакову, как им задумывалось.

Собянин помог завершить строительство и модернизацию Новой сцены на Сухаревке. Фото: АиФ/ Эдуард Кудрявицкий

Уроки в «Табакерке»

- Каково сегодня культурное пространство Москвы?

- Говорят, что Санкт-Петербург - культурная столица. Это прекрасно, оставим ему этот статус. Замечательно сказал о Санкт-Петербурге Достоев­ский: «Это самый умышленный город на свете». Он придуман на том месте, где не должны стоять города. Тогда это был момент творчества. Москва же - это эклектика. Она разнообразная, мощная. Москва - центр притяжения культурной жизни России. В столице очень много хороших инициатив московского правительства, связанных с театром, с выбором актёрской профессии для школьников. Например, учащиеся 8-9-х классов, которые мечтают стать актёрами, будут приходить к нам на так называемые «театральные субботы». Будем собирать по школам талантливых ребят, которые интересуются актёрской деятельностью. Модераторами этих встреч будут студенты нашей школы - первый этап. Следующий шаг - мы введём школьников в наш театр на Сухаревской площади, где подключатся наши актёры. И третий этап - приведём их уже в наше историческое здание на Чаплыгина. Мы стараемся не замыкаться в границах только нашего театра, стараемся принимать участие в разных московских мероприятиях. Это прекрасная возможность для артистов и зрителей побывать в другом пространстве.

- О чём мечтаете?

- Сейчас у меня и у нашего театра одна мечта: поставить памятник - огромный атом солн­ца, которым являлся Табаков, а его самого посадить рядом на лавочке, - чтобы сделать какую-то маленькую площадь Табакова. Мы должны наполнять наш город памятью о людях, которые столько для него сделали. Одним словом, в Москве здорово! Мне хорошо.