95 лет назад родился актер Николай Еременко-старший. Народный артист СССР и отец Николая Еременко-младшего.
«Я прожил большую жизнь. Никаких подвигов не совершал, но в душе верю, что смогу оставить свой след, сохранив себя человеком. Я больше отдал людям, чем взял у них. И навсегда останусь верным этому принципу», — признался однажды Николай Николаевич.
Еременко-старший был из той когорты людей, для которых слова «честь» и «совесть» значили очень много. Интеллигент внешне и внутренне. Настоящий патриот. Порядочный человек. Полвека проживший с одной женой…
Кто-то наверняка улыбнется, прочитав характеристику актера: мол, так не бывает. Сегодня, может, и не бывает. А в советское время таких людей было немало. Среди артистов — в том числе. Особенно среди тех, кто прошел войну.
Плен, концлагерь, побег
Николай, например, даже три года приписал себе, чтобы попасть на фронт. Не представлял, как будет отсиживаться в тылу, пока его родную землю топчет враг. Повоевать только недолго пришлось.
После курсов младших лейтенантов Еременко отправили на Калининский фронт, в самую мясорубку. Там его немец и взял в плен. Три года в концлагере, на каменоломнях (глубокие шрамы на теле остались на всю жизнь), несколько неудачных попыток бегства… И наконец — возвращение на Родину. Но по законам военного времени он был предателем. Так что — снова лагерь, теперь свой, фильтрационный…
Только после доскональной проверки и допросов в НКВД Николая освободили, восстановив в звании. Но дома после повестки — «ваш сын пропал без вести» — его давно «похоронили». Мать уехала из Новосибирска в родной Витебск (с мужем разошлась вскоре после рождения сына). И Николай долго не решался явиться пред мамины очи. Боялся, что ее сердце не выдержит…
Спустя годы Еременко признается, что это было едва ли не самым сильным переживанием в его жизни. Сильнее, наверное, будет только известие о многоженстве сына. Но это позже. А пока Николай, еще в детстве увлекавшийся художественной самодеятельностью, протаптывал себе дорогу в искусство.
Сыграл самого себя
Всесоюзный зритель узнал его только в 1960-е.
Отправить анкету с фото на «Беларусьфильм» Николаю посоветовал кто-то из коллег. В 34 года Еременко дебютировал в кино. На двух фильмах «разогрелся». А потом пришел настоящий успех. Это была картина Сергея Герасимова «Люди и звери». И главная роль — лейтенанта Павлова, командира Красной армии, который в 1942 году попал плен, а после войны долго не решался вернуться домой, опасаясь наказания от своих...
Сценарий будущего фильма, написанный женой Герасимова Тамарой Макаровой, был опубликован в «Литературной газете». Там его прочитал Еременко. Он знал, как играть главную роль, по сути, в тексте была описана его судьба. Он тут же написал Герасимову и попросил дать ему шанс попробоваться.
«Едва пожав руку совершенно незнакомому мне ранее человеку, которого только однажды я видел в Минске в одном из спектаклей, я увидел в нем единственного и лучшего исполнителя роли Павлова, — вспоминал потом Сергей Аполлинариевич. — И больше никого не стал искать… Я не разочаровался в нем ни на минуту, налицо было счастливое совпадение человеческой натуры и роли».
Уйти мог в любой момент
Встреча, о которой упоминал режиссер, случилась в минском театре, когда после спектакля «Побег из ночи» Герасимов зашел в гримерку к Еременко, чтобы сказать одну фразу: «Такие герои сделали нашу победу!»
А у героя Еременко в картине «Люди и звери» есть такой монолог: «Жив еще зверь в человеке. В одном сидит волк, в другом — лиса, в третьем — заяц или мышь. Тоже звери. А то все сразу, целой компанией». Роль лейтенанта Павлова актер считал лучшей в кинокарьере.
В 1962 г. фильм посмотрели 40 млн жителей Советского Союза. Еременко стал популярным. И, если бы не плотная занятость в минском Театре им. Янки Купалы, которому Николай Николаевич отдал 40 лет, фильмография его была бы более обширной. Из полусотни же сыгранных киноролей зрителям особо запомнились его герои в «Вечном зове», «Петровке, 38», «Освобождении», «Вкусе хлеба»… Часто это были люди в погонах. Форма Николаю Еременко очень шла. И режиссеры это знали.
Вот только в 1990-е стали о нем забывать. Развал СССР и кинематографа больно ударил по актеру. Разрушение прежних ценностей, за которые он боролся всю жизнь, актер воспринял как личное горе. Он все чаще впадал в депрессию, мог целый день просидеть у телевизора, пережил два инфаркта — еле выкарабкался. Врачи уже не давали никаких гарантий. Как потом признается его вдова Галина Орлова, в семье были готовы к уходу мужа в любой момент…
В 1995 году, чтобы вдохнуть в него жизнь, Николай Еременко-младший сам снял фильм «Сын за отца», где они вдвоем сыграли главные роли. До сих пор им не удавалось встретиться на съемочной площадке. А тут сыну действительно удалось «растормошить» отца. Николай Николаевич воспрял духом, снялся еще в паре картин, вернулся на сцену… Но ненадолго.
30 июня 2000 г. последний романтик ХХ века, как назвал его Владимир Гостюхин, оставил этот мир. Спустя 11 месяцев к нему ушел сын. Одному было 74, другому — 52. Но оба могли бы еще и пожить, и поработать…