Владимир Полупанов, «АиФ»: Дима, в последнее время ты почти не поёшь поп-песни, с которых начинал карьеру. Играешь свою инструментальную музыку, классику, выступаешь в роли учителя музыки. С карьерой поп-звезды покончено?
Дмитрий Маликов: Так устроена жизнь - молодое поколение старых звёзд уже не знает.
- А ты себя причисляешь к «старым звёздам»?
- Да, я уже немолодая звезда. Поп-музыку я не бросил, но хорошую поп-песню написать очень сложно. Да, у меня есть весомый песенный багаж. И на нём можно было бы ехать всю оставшуюся жизнь, как это делают многие артисты, эксплуатирующие ностальгию. Но я в этом смысле согласен с Сергеем Шнуровым, который сказал в интервью, что он не любит ностальгию, потому что в ней нет ни настоящего, ни будущего. Мои старые песни хороши. Но нужно двигаться дальше.
- И куда дальше?
- Я решил продолжить свою просветительско-образовательную миссию, начатую «Уроками музыки», и поставил музыкально-драматический семейный спектакль «Перевернуть игру». Мы уже показали его в 15 городах Центрального федерального округа. Московская публика сможет его увидеть в Театре эстрады 10, 11, 12, а также 23, 24, 25 ноября.
- Ты решил податься в актеры?
- У меня нет амбиций продюсера или актера. Я сделал спектакль не ради удовлетворения этих амбиций. А ради того, чтобы сделать культурную прививку.
- «Перевернуть игру» - что имеется в виду?
- Продвинутая молодёжь в «Твиттере» как-то меня спросила: «Дмитрий, когда ты уже перевернёшь игру?» Имелось в виду, когда я уже буду читать модный, с их точки зрения, рэп? Я не хочу заигрывать с молодёжью, писать и читать рэп. Я решил, наоборот, «перевернуть» сознание молодёжи в свою сторону, в сторону классики.
Хочу зародить интерес, расширить горизонты и, как говорит искусствовед и музыкант Михаил Казинник, обострить потребность в классике. Гарантирую, что после спектакля ваш ребёнок будет слушать Баха и Бетховена. Не знаю, как долго. Но будет точно. Потому что я придумал для этого нескучную форму, где звучат не только Глюк, Вивальди, Моцарт, Бах, Бетховен, Шопен, Рахманинов, Чайковский, Шостакович, Прокофьев, но и хип-хоп, современная электронная музыка, блюз, рок-н-ролл. Помимо всего, нескучно рассказаны истории возникновения жанров, превратности судьбы великих композиторов. Там есть, например, трогательная сцена премьеры 7-й симфонии Шостаковича в блокадном Ленинграде.Праздный образ жизни вреден
- Помимо прочего, мы стараемся донести мысль, что музыка может влиять и на жизнь конкретного человека, и на ход истории. Песня «Вставай, страна огромная» поднимала людей из окопов и заставляла совершать героические поступки. Ещё мы пытаемся сказать, что, если хочешь чего-то добиться, нужно много работать. Все великие композиторы через огромный труд, преодоление сложнейших жизненных обстоятельств вышли на высоты своего бессмертия. А праздный образ жизни вреден для человека.
- Ты ведь тоже не сразу пришёл к классике, как тебе прививали любовь к ней? Посредством ремня?
- Представь себе. Когда мне было лет 5, папа, уезжая на гастроли, клал ремень на пианино, намекая на неизбежное наказание, в случае если я не буду заниматься. Я, конечно, сопротивлялся. Но постепенно родителям удалось посеять это зерно в моё сознание - нужно учиться. Рано или поздно это тебе это очень пригодится в жизни. Так и получилось. Лет с 35 у меня стал ослабевать пыл по поводу песен.
- Почему?
- Потому что поп-музыка – это отражение эмоций конкретного времени. 20 лет - с 88-го по 2008-й – это для меня было время поп-музыки. А сделать продукт, который актуален и созвучен сегодняшнему времени, крайне трудно. Я говорю про себя и артистов моего поколения. На беговой дорожке я всё время слушаю подборку современных хитов. Из «старичков» встречается Дима Билан, и Валера Меладзе, а в основном это всё новые артисты. Сменилось целое поколение музыкантов, сменилась энергетика.
- Наверно, и подходы к созданию песен изменились?
- Да, поп-музыка превратилась в производство. У современных хитов, как правило, несколько авторов. Один сделал запев, другой припев, третий написал текст, другой аранжировку и т.д. Это уже командная работа. Тот же Максим Фадеев, Игорь Матвиенко - уже не просто композиторы, а главы продакшн компаний, где идет поиск новых поэтов, аранжировщиков, звукоинженеров, идет постоянная ротация кадров. Безусловно, Матвиенко и Фадеев - талантливые авторы и сами на многое способны, но они уже больше руководят процессом и принимают финальные решения. А производят другие люди. Подобрать команду тоже непросто. Но даже если ты и сколотил ее, люди почти сразу начинают конфликтовать из-за денег. На Западе вся команда, которая работает над песней, получает приличные «роялти» (авторские отчисления – Ред.). А у нас эта система еще не отлажена. А если возвращаться к песням, то обрати внимание, сегодня перестали работать красивые лирические композиции. Преобладает агрессивная, на грани истерики, подача. Публику просто так не возьмёшь, её надо «троллить», провоцировать.
Как Шнуров и Натали
- Как Сергей Шнуров?
- Да. Но не каждый артист на это способен. Слушатели сегодня очень хорошо воспринимает прикольные песни. Например, как у Натали «О, боже какой мужчина». И такую песню специально не сочинишь (сел к роялю и написал), она может родиться только случайно. Она быстро выстреливает, но так же быстро и забывается. Еще большой минус таких хитов в том, что публика будет постоянно ждать от тебя этих «приколов». А если ты не сможешь оправдать эти ожидания... Хотя Натали удалось это сделать дважды - «Ветер с моря дул» и «О, боже, какой мужчина». Но не у всех это получается.
Трудности есть во всех жанрах. Когда я работал над «Пианоманией» (программой, построенной на инструментальной музыке – Ред.), отдавал себе отчёт, что эта музыка немассовая. И потом, сегодня молодежь очень трудно воспринимает что-то на слух. Ей нужна визуализация. Музыка – сегодня это не отдельный вид искусства, а часть какого-то развлечения, например, кино. Но оригинальная музыка с мелодией сегодня не очень-то и нужна в кино. Большая часть инструментальной музыки для кино настолько заштампованная и шаблонная, что её могут писать даже непрофессионалы. В интернете полно готовых звуков и целых музыкальных фрагментов – «сэмплов». Просто берешь их и озвучиваешь любой фильм.
- Вообще, мелодичные песни – сегодня самый дефицитный товар в шоу-бизнесе. Обрати внимание, как вырос исполнительский уровень наших молодых артистов. В том же проекте «Голос» можно это наблюдать. А петь из сегодняшнего им нечего.
- Да, ты прав, поют хорошо. Но все вокалисты сталкиваются с проблемой репертуара. Есть много артистов, которые прекрасно поют, но поскольку своего оригинального репертуара у них нет, они и болтаются где-то между... Я вижу афиши победителя «Голоса» Сергея Волчкова, но под его вокал очень сложно написать новый материал. Хотя у этого направления есть свой потребитель. Нет авторов, которые могут сделать актуальный продукт для вокалистов. Это еще раз подтверждает то, с чего мы и начали наш разговор.