Цветковская галерея? У Третьяковки могли бы быть конкуренты

До Октябрьской революции здесь располагалась картинная галерея, а теперь - резиденция французского военного атташе. Фото: Из личного архива Алексея Витвицкого

Третьякова знают все: част­ная галерея в Лаврушинском переулке владельца бумагопрядильных фабрик стала крупнейшим в мире собранием русского искусства. Но он был далеко не единственным коллекционером в Москве. Мода на домашние собрания примерно 150 лет назад стала быстро распространяться в среде формировавшейся в ту пору интеллигенции.

   
   

Собирали все и всё

К рубежу столетий любителям искусства было из чего выбрать. Можно было отправиться на Пречистенку, 21, в особняк Ивана Морозова, директора Тверской мануфактуры, и ознакомиться не только с картинами русских художников, но и с яркими и в то же время мало кому понятными полотнами французских импрессионистов.

А можно было заглянуть в дом № 8 в Большом Знаменском и в галерее купца Сергея Щукина увидеть ещё больше оригинальных художников - Гогена, Матисса, Пикассо… Неподалёку, в Трубниковском переулке, 17, художник-пейзажист Илья Остроухов демонстрировал свою коллекцию икон, лучшую, как уверяли знатоки, в России. А в Подсосенском, 21, ещё один Морозов, Алексей, промышленник и меценат, мог удивить посетителей своего музея русским фарфором.

 

Владелец дома в Трубниковском переулке собрал лучшую в России коллекцию икон. Фото Эдуарда Кудрявицкого 

Все собиратели дарили (или хотели подарить) нажитое городу. Однако новая власть, победившая в октябре 1917-го, не только национализировала особняки и хранящиеся в них ценности, но и по-своему перетасовала собрания, раскидав их по разным музеям, а кое-что и продав за границу.

Ставка на русское

Одной из популярных коллекций искусства была галерея Ивана Цветкова. В отличие от Третьякова и Морозовых собиратель не был миллионером.  Около двух тысяч произведений искусства он приобрёл на зарплату банковского служащего. И в 1909 году передал всё вместе с домом, который построил для своей семьи, городу. Вплоть до революции увидеть произведения Брюллова и Федотова, Левитана и Репина, Поленова и Васнецова мог любой желающий, придя в общедоступный музей «Галерея Цветкова».

Как и почти все лучшие собиратели дореволюционной России, Цветков не был профессионалом в искусстве.

   
   

Математик, выпускник Московского университета, он проникся интересом к живописи в долгие годы студенчества.

Выходец из небогатой многодетной семьи, он мог рассчитывать только на себя. Сначала скромный бухгалтер, потом агент по оценке недвижимости, он в летние месяцы посещал усадьбы - производил обмеры и оценивал возможности кредитования владельцев. Русская усадебная культура была вместилищем произведений искусства.

Начав их собирать, Цветков сосредоточился на русском искусстве, более доступном и любимом. Рациональный человек, он понимал и ценил реализм, познакомился и по­дружился с художниками-передвижниками. Его друзьями стали Владимир Маковский и Константин Савицкий, частым гостем по приезде в Москву бывал Илья Репин. Однако при этом Цветков покупал уникальные рисунки Лермонтова и Тараса Шевченко - они соседствовали в его собрании с эскизами Александра Иванова и Саврасова. Автопортрет Павла Федотова, оставшийся после смерти художника у его племянницы, Цветков выпрашивал у неё за любые деньги. Он ходил к ней 20 лет, пока после смерти племянницы не добился своего у её потомков. «У меня маленький конспект по истории русского искусства», - скромно оценивал собственное собрание Цветков.

В 1898 году он купил участок на берегу Москвы-реки и набросал эскиз дома. За проект взялся модный московский архитектор Лев Кекушев. Однако владельцу «итальянский палаццо» не понравился, и он обратился к художнику Виктору Васнецову, заказал ему дом в духе боярских палат. В итоге на Пречистен­ской набережной, 29, вырос сказочный терем в «русском стиле».

После революции коллекция перестала существовать как единое целое. Из 429 картин более 300 разбросали по провинциальным музеям, около 100 поместили в Третьяковку. Что-то до сих пор демонстрируется посетителям, а что-то похищено в годы Второй мировой войны.

Много лет мечтает восстановить Цветковскую галерею москвовед Сергей Кузаков. Понимая, что вернуть обратно в терем у Москвы-реки всё из него вывезенное нереально, он работает над виртуальным проектом.

Кстати, в доме Цветкова находится резиденция французского военного атташе. Сложилась добрая традиция: дважды в год сюда приезжают уцелевшие бойцы эскадрильи «Нормандия-Неман». Хозяин усадьбы по этому случаю приглашает гостей, устраивает экскурсию, рассказывая о своём предшественнике - замечательном меценате. И всякий раз удивляется тому, что русские приглашённые, интеллигентные и начитанные, как правило, впервые слышат об Иване Цветкове.