Чьё кунг-фу сильнее. Как Джеки Чан Брюса Ли смог победить

Джеки Чан и Брюс Ли. © / Коллаж АиФ

У фильмов про китайские боевые искусства не слишком длинная история — первые картины вышли в 1930-е годы, но настоящий расцвет жанра пришелся на 1970-е. И когда речь заходит про фильмы такого рода, первым вспоминается обычно Брюс Ли, благодаря которому мода на кунг-фу сначала завоевала зрителей Гонконга, а потом распространилась и на США, откуда и расползлась по всему свету.

   
   

Именно Брюса Ли сделал одним из персонажей своего ностальгического фильма «Однажды... в Голливуде» режиссер Квентин Тарантино — речь там идет о конце 1960-х, когда Ли был кем-то вроде консультанта для постановщиков голливудской боевки, и его разделывал под орех каскадер Клифф Бут в исполнении Брэда Питта. Впрочем, этот эпизод можно посчитать лишь эдаким заигрыванием Тарантино со зрителем — и это не отменяет того факта, что вплоть до своей трагической гибели в 1973 году Брюс Ли был настоящей звездой боевиков. Но его успех вдохновил многих — да и школу в Гонконге он оставил хорошую. И на смену Ли пришла целая плеяда актеров, которые также были мастерами боевых искусств. И второй, о ком вспоминают при упоминании про кунг-фу, это Джеки Чан.

«Десять лет мрака»

Джеки Чан из тех актеров, которые, кажется, были всегда. Он и сейчас снимается достаточно регулярно, несмотря на солидный возраст — 7 апреля этого года ему исполнится 70 лет, а одни из первых его работ в кино были как раз небольшие сцены в фильмах с Брюсом Ли «Кулак ярости» и «Выход дракона». В обеих лентах Чан фактически был членом массовки, хотя позже вспоминал о работе с Ли с удовольствием.

При этом к подобному развитию карьеры юный Джеки Чан, сын мигрантов из «Большого Китая» в Гонконг, совсем не готовился, хотя кунг-фу занимался. Но образование он получил в школе Пекинской оперы, где входил в число так называемых «Семерых везунчиков» — позже все они станут известны как актеры и достигнут высокого статуса в кинематографе Гонконга. Сам Чан вспоминал то время как «грустное детство» и «десять лет мрака».

«Мои родители переехали в Австралию. Я был очень зол: у меня не было родителей. Каждое воскресенье родители других детей приходили за ними в школу и забирали их домой. Все уходили, а я оставался один. Я плакал и плакал, но несколько месяцев спустя я успокоился», — рассказывал он.

Он вам не Брюс Ли

В принципе, большинство боевиков про мастеров кунг-фу строятся по одному сюжету — злодей совершает злодейство, а потом некий народный герой (сын убитых родителей, ученик убитого учителя и т.д.) совершает показательную месть. Придумать что-либо новое в этом жанре сложно, большую часть приемов использовал ещё Брюс Ли, хотя у него фильмография совсем куцая из-за ранней смерти. И успех того или иного актера и режиссера зависит именно от их способности удивить — продюсеров, чтобы дали деньги на постановку, и зрителей, чтобы пришли в кинотеатры.

Где-то к середине 1970-х оказалось, что Чан стал очень опытным актером с солидной фильмографией — первый опыт работы в кино у него случился ещё в восемь лет в классическом фильме в жанре оперы Хуанмэй, ну а всего на его счету числилось почти четыре десятка картин. Главных ролей, правда, у него не было, но в то время студии Гонконга активно искали «нового Брюса Ли» — рыцаря кунг-фу без страха и упрека, отважного бойца, который мог нанести удар хвостом дракона из любого положения. Но в какой-то момент выяснилось, что искали не того. «Тем самым» был Джеки Чан.

   
   

Чан сразу отказался от идеи повторения образа Ли и начал выстраивать его противоположность. В 1978-м, во время съемок фильма «Змея в тени орла», ему разрешили самому придумывать трюки, а на следующей картине — «Пьяный мастер» — он поучаствовал и в написании сценария. Эффект превзошел все ожидания — получился простоватый, добродушный и комический персонаж, который одновременно был ярким защитником сирых и угнетенных. С 1980-х в гонконгских боевиках началась эра Джеки Чана.

Рекордсмен Чан

Названия работ Джеки Чана того времени сразу же вызывают ностальгические слезы у тех, кто открывал для себя мировое кино в советских видеосалонах конца восьмидесятых и начале 90-х. «Проект „А“» и «Полицейская история» — с сиквелами и триквелами, разумеется. «Доспехи Бога» со всеми продолжениями. Другие фильмы, не такие раскрученные, но тоже немало сделавшие для того, чтобы в киноиндустрии Чана воспринимали серьезно — в отличие от его персонажей.

Какие-то странные рекорды — в какой-то момент он понял, что надо почти всё делать самому, и после «Доспехов Бога 3» попал в «Книгу рекордов Гиннесса» за самое большое число упоминаний фамилии в титрах. Сам придумывал и сам же выполнял трюки, причем не делая тайны из того, что эти трюки получались далеко не с первой попытки, были опасными и нередко заканчивались травмами — Чан столько раз ломал кости, что просто перестал считать.

В одном они были схожи с Брюсом Ли — Джеки Чан тоже хотел добиться успеха не только в родном Гонконге, но и в Голливуде. Правда, с фильмами 80-х этого сделать не удалось, но в 90-е он справился и с этой нелегкой задачей — сначала выпустил «Разборку в Бронксе», а потом снялся в полицейском бадди-муви с Крисом Такером «Час пик». Впрочем, надолго в Америке Чан не задержался — он рассказывал, что ему не понравилась принятая там студийная система.

Сейчас на его счету около полутора сотен сыгранных ролей — после 80-х почти все они были главными. Иногда Чан участвует в странных проектах, хотя ради его схватки с Арнольдом Шварценеггером можно простить убогий сюжет «Тайны Печати дракона». Он уже в том положении, когда может и посмеяться над тем, как в буквальном смысле убивался на съемках того или иного фильма — в недавней картине «Кунг-фу жеребец» Чан очень нежно вспоминает то время, когда все трюки были настоящими, а не нарисованными не компьютере. При этом он не отрицает прогресс, и сейчас у него в работе целых восемь проектов, среди которых, возможно, будет и четвертый «Час пик», в котором графики наверняка будет много. Чану, напомним, исполняется 70, Такеру — всего 52, а с выхода третьей части прошло уже 17 лет.