Четыре любви и одна Влади. С кем делил жизнь Владимир Высоцкий

Владимир Высоцкий и Марина Влади. © / Анатолий Гаранин / РИА Новости

25 июля 1980 года скончался Владимир Высоцкий — советский актер театра и кино, популярный бард и автор песен к кинофильмам, у которого была сложная личная жизнь.

   
   

При жизни Владимира Высоцкого его личная жизнь была почти неизвестна широкой публике — в СССР не выходили таблоиды, которые обсуждали бы свадьбы и разводы знаменитостей. Но слухи ходили, в том числе и среди поклонников актера и барда, а его женитьба на французской актрисе Марине Влади наделала шума и без тех самых таблоидов, пролив немного света на то, что, судя по всему, было неотъемлемой частью Высоцкого. Известно, что он всю свою карьеру нравился женщинам — а они, в свою очередь, нравились ему. С некоторыми — как с Влади — он довел дело до ЗАГСа, с другими же все ограничилось многолетними отношениями.

Изольда Жукова

Первой женой Высоцкого стала его сокурсница по Школе-студии МХАТ. Жукова училась на втором курсе, когда Высоцкий стал студентом, они познакомились во время совместной работы над студенческим спектаклем по пьесе «Гостиница „Астория“» — эта постановка создавалась почти два года, а роль в ней для Высоцкого была дебютной. Изольда уже была замужем (Жукова она по первому мужу), и с разводом ей помогали родственники Высоцкого. В 1958-м она переехала в его квартиру на 1-й Мещанской (сейчас — Проспект Мира), свадьбу молодые сыграли в 1960-м, но счастье действительно оказалось коротким — построить крепкую семью помешала неустроенность жизни молодых актеров. Жукову после окончания Школы-студии распределили в Киев, в Театр имени Леси Украинки; там она проработала сезон, и с мужем они виделись лишь по выходным. Потом она три года безуспешно пыталась устроиться в какой-нибудь московский театр, уехала в Ростов-на-Дону, они снова встречались наездами. Долго так продолжаться не могло — в 1963-м она родила ребенка, который прожил всего три дня, вскоре Высоцкий встретил другую, а у Жуковой родился сын, который получил фамилию барда, хотя его отцом был совсем иной человек. Жукова в итоге оказалась в Нижнем Тагиле и до конца жизни работала в Нижнетагильском драматическом театре. Скончалась она в 2018 году.

Людмила Абрамова

С актрисой Людмилой Абрамовой Высоцкий познакомился в Ленинграде в 1961 году — они вместе снимались в фильме «713-й просит посадку» — и какое-то время актер фактически жил на две семьи — Жукова в Ростове, а он с новой пассией — в Москве. Но на самом деле брак с Жуковой к тому времени уже исчерпал себя, а Абрамова родила двух сыновей — Аркадия (1962) и Никиту (1964). Поженились они в 1965-м, вскоре после официального развода Высоцкого и Жуковой, но и эта семья барда вскоре начала трещать по швам. Популярность Высоцкого набирала обороты, его песни расходились по стране, а в 1964-м его приняли в Театр на Таганке. Конечно, в 1965-м Высоцкий еще не был кумиром миллионов, но уже тогда он начал вести себя как настоящая звезда. Продержался его брак с Абрамовой пять лет, но его завершение лучше отнести не к 1970-му, когда они развелись по документам, а несколькими годами раньше.

   
   

Татьяна Иваненко

Актриса, которая пришла на Таганку в 1966-м, так и не стала официальной женой Высоцкого, но их роман ни для кого из коллег не был секретом. Ради барда она даже развелась с мужем, артистом цирка.

«С Иваненко у них была большая любовь, — рассказывала aif.ru народная артистка РСФСР Лариса Лужина. — Отношения у них были бурные — то ругаются, то мирятся, то снова ссорятся. Высоцкий не любил, чтобы на него давили. Если женщина вдруг говорила: делай так, как я говорю, тут же уходил. Легко рвал с человеком, который ограничивал его свободу. А Таня была как раз такая, с крепким характером».

Отношения с Иваненко Высоцкий продолжал и после знакомства с Мариной Влади в 1967-м, и после женитьбы на француженке в 1970-м. Неизвестно, как отнеслась Иваненко к такому откровенному предательству — она никогда не давала интервью, не писала мемуаров. Но в сентябре 1972 года у нее родилась дочь Анастасия — все были уверены, что ее отцом был Высоцкий, но тот официально девочку не признал, хотя и помогал им материально. Иваненко же дала дочке свою фамилию, а вот отчество у нее Владимировна. Скончалась она в 2021 году на 80-м году жизни.

Считается, что именно Иваненко посвящена песня Высоцкого «Песня о двух красивых автомобилях» со строчкой «Мы как две красивые машины, будто связанные тросом».

Марина Влади

Себя Влади назвала «русской с французским паспортом» и несколько раз приезжала в Москву. В 1967-м она снова приехала в СССР на 5-й ММКФ и во время визита сходила на репетицию спектакля Театра на Таганке «Пугачев», в котором Высоцкий играл Хлопушу и бился на сцене в настоящих цепях. Потом они встретились в ресторане, продолжили знакомство у общего знакомого... по легенде, Влади была очарована песнями и манерой исполнения Высоцкого. Разрешение на брак они получили относительно быстро — правда, Влади ради этого даже вступила в компартию Франции. Поженились они в 1970-м, их брак тоже был гостевым — как и с Жуковой, но благодаря ему Высоцкий в 1973 году получил возможность выезжать за границу. Они с Влади были вместе до самой его смерти 25 июля 1980 года. В 1980-е актриса написала книгу воспоминаний о Высоцком «Владимир, или Прерванный полет», которая была очень популярна в перестроечном СССР.

Оксана Афанасьева

Она не была актрисой, и уж тем более звездой — простая студентка, которая училась на художника в текстильном институте. Они с Высоцким познакомились в 1977-м, когда Афанасьева пришла на спектакль Театра на Таганке; ей было 18, ему — почти 40. Ни о каком браке не могло быть и речи — Высоцкий был женат на Марине Влади. Но пока Влади была в Париже, он почти в открытую жил с новой пассией. Именно Афанасьева стала прообразом главной героини в фильме «Высоцкий. Спасибо, что живой» (в картине ее зовут Татьяна Ивлева, ее играет Оксана Акиньшина). Любопытно, что Влади очень негативно высказалась об этой картине, посчитав, что она «оскорбляет Высоцкого, его искусство, его память, а также нашу общую жизнь» — впрочем, там и без «Татьяны» было многое из того, что, наверное, не стоило показывать.