В возрасте 76-ти лет скончался советский и российский режиссер и сценарист, заслуженный деятель искусств Российской Федерации Александр Стефанович. О его смерти сообщили в социальных сетях его друзья.
«Умер Саша Стефанович. Сердце разрывается. Честный и очень надежный друг, на помощь и добрый, мудрый совет которого я всегда могла рассчитывать», — написала в Facebook директор Дома кино Екатерина Головня.
Музыкант Александр Левшин связал смерть Стефановича с коронавирусной инфекцией. «Никого не щадит эта зараза», — написал Левшин в блоге.
По данным телеграм-портала Mash, последние дни Стефанович находился в больнице имени Бахрушиных; у него было большое поражение легких на фоне коронавирусной инфекции.
«Он мне звонил позавчера, когда его в реанимацию переводили. Я чувствовал, что у него тяжелое состояние. Приношу соболезнования всем, тяжелый удар», — сказал изданию гендиректор «Мосфильма», режиссер Карен Шахназаров.
Александр Стефанович родился 13 декабря 1944 года в Ленинграде. В детстве дружил с Сергеем Соловьевым, вместе с которым они приняли решение стать режиссерами; первые фильмы друзья снимали на любительскую камеру. После школы Стефанович работал на Ленинградском телевидении, а затем поступил на режиссерский факультет ВГИК, в мастерскую Льва Кулешова.
Ещё во время обучения Стефанович вместе с Омаром Гвасалия снял документальный фильм-интервью «Все мои сыновья», который получил Главный приз Всесоюзного фестиваля телефильмов и ряд других наград. Его пригласили на «Мосфильм», где он работал до конца жизни. Также вместе с Гвасалия Стефанович снял свой игровой дебют — драму «Вид на жительство». Он хотел пригласить на главные роли Марину Влади и Владимира Высоцкого, но получил отказ от киночиновников СССР.
Соавтором сценария «Вида на жительство» был Сергей Михалков; по пьесе Михалкова Стефанович позже снял сатирическую комедию о нравах советской номенклатуры «Пена».
Брак с певицей Аллой Пугачёвой был для Стефановича вторым — в конце 60-х он женился на актрисе Наталии Богуновой («Большая перемена»), но они развелись через 6 лет совместной жизни. С Пугачевой, которая тогда была на пути к славе, начинающего режиссера познакомил поэт-песенник Леонид Дербенев. Для Пугачевой Стефанович стал кем-то вроде продюсера — он придумал её сценический образ и принципы поведения в «обычной» жизни, просчитал, какие песни и как ей следует исполнять. Стиль выступлений певицы заметно изменился, хотя своим взлетом она в большей степени обязана музыкальному фильму Александра Орлова «Женщина, которая поет».
Но сам брак Стефановича и Пугачевой проходил трудно и закончился через четыре года, причины этого обе стороны называли разные. Известно, что Стефанович собирался снять ещё один музыкальный фильм с Пугачевой в главной роли — проект назывался «Рецитал», и его разработка велась очень дотошно. Но в какой-то момент певица просто не пришла на съемки и была уволена, а супружеская жизнь этой пары закончилась. Вместо «Рецитала» Стефанович, переписав сценарий, снял «Душу» — музыкальный фильм, в котором главной звездой была София Ротару. Кроме того, именно в этом фильме официальный статус заработали музыканты группы «Машина времени».
Впрочем, ни публике, ни зрителям «Душа» не понравилась, и эффекта, сравнимого с «Женщиной...», картина не произвела. Стефанович не отчаивался — спустя три года он выпустил ещё один музыкальный фильм «Начни сначала», главную роль в котором сыграл лидер «Машины времени» Андрей Макаревич. А в 90-е он вообще отошел от игрового кино, сосредоточившись на документальных проектах, с которых и начинал свою карьеру.
Но годы жизни с Аллой Пугачевой его так и не отпускали. В 2014 году Стефанович написал книгу под названием «Кураж», а заодно снял по нему 12-серийную музыкальную мелодраму — в этих произведениях он иногда иносказательно, иногда, что называется, «в лоб» рассказал о периоде своей жизни в конце 70-х и любви, которую он испытывал к Пугачевой. Ну а чтобы у зрителей не было сомнений, в сериале звучали песни его бывшей жены — хотя Стефанович и сам признавался, что всё было не совсем так, как показано на экране.