В понедельник, 4 июля, в возрасте 85 лет в Москве скончался известный кинорежиссер, сценарист, актер и артист озвучки Юлий Файт. Об этом сообщает РБК со ссылкой на семью погибшего.
Родственники режиссера сообщили изданию, что он скончался от острого инфаркта. Дата и место прощания пока не определены.
Aif.ru приводит биографию режиссера.
Досье
Юлий Андреевич Файт родился 27 марта 1937 года в Москве. Отец Юлия — прославленный актер Андрей Файт (по документам — Фейт), Нушрок из «Королевства кривых зеркал».
С кино Юлий связан с ранних лет. Когда ему было десять, он снимался в «Иване Грозном» Сергея Эйзенштейна на «Мосфильме». Он вспоминал: «С Сергеем Михайловичем вышел забавный эпизод. Должен был выбегать Кадочников (актер Павел Кадочников сыграл в фильме сразу три роли: князя Старицкого, халдея и Евстафия — прим. ред.), держа за руки нас, детей. И мы должны были испугаться гробов. Эйзенштейн, сидя под камерой, пугал меня: "Смотри, там крысы, крысы!" А я ему отвечал: "Сергей Михайлович, ну чего вы мне голову морочите, никаких крыс там нет. Если вам нужно, чтобы я сыграл испуг, — я сыграю», — цитируют отрывки из интервью Файта СМИ.
В 1956 году Файт сыграл роль Ника Адамса в короткометражке «Убийцы» — первом студенческом фильме Андрея Тарковского, снятом им во время учебы во ВГИКе.
В 1960 окончил режиссерский факультет ВГИКа (мастерская Михаила Ромма). Среди его однокурсников были Василий Шукшин, Геннадий Шпаликов, Андрей Тарковский.
Режиссерские работы
Режиссерским дебютом самого Юлия Файта стала детская короткометражка «Трамвай в другие города».
В 1966 году Файт снял по повести Веры Пановой картину «Мальчик и девочка», которую в СССР запретили, посчитав «антисоветской». Эта лента сыграла роковую роль в его карьере.
«Картина случайно попала на дачу к большим начальникам, и на следующий день отняли акт о приемке. Фильм обвинили чуть ли не в порнографии только потому, что там был крупный план спящих мальчика и девочки. Меня заставляли вырезать эти кадры, а я тянул, упрямился. Вырезать ключевой кадр все-таки пришлось. Но надо сказать, что тогда никто, кроме режиссера, не имел права тронуть картину. Ни одного кадрика! Сейчас, если картина не угодила продюсеру, то режиссеру могут сказать: пошел вон, найдется и без тебя кому сделать как надо. Ну а тогда, в конце 1960-х, мне на десять лет запретили снимать игровое кино», — рассказал режиссер журналистам в 2019 году.
В итоге Юлий Файт ушел из игрового кино в документальное. Спустя 50 лет, в феврале 2017 года, фестиваль «Белые столбы» показал отреставрированную версию «Мальчика и девочки».
Позже, когда запрет был снят и Файт работал режиссером на киностудиях «Ленфильм» имени Максима Горького, он снимал однометражные и короткометражные художественные фильмы, телевизионные и документальные ленты о музыке и музыкантах («Родники творчества», «Четверо и музыка», «Дирижирует Геннадий Рождественский», «Композитор Борис Чайковский» и др.).
В послужном списке Файта есть даже киножурнал «Ералаш», для которого он снял восемь эпизодов. Так, в выпуске № 17 1978 года Файт снял один из сюжетов под названием «Поединок», где на сцене театра актеры играют «Три мушкетера», а мальчик Гуськин отвлекает артиста, громко поедая яблоко и шоколад.
Кроме того, Файт поставил два детских спектакля («Слоненок» — 1981; «Каштанка» — 1982) во Владимирском театре кукол.
В 2004 году выпустил фильм «Дорогой Василий Макарыч», построенный на основе писем зрителей и читателей Василию Шукшину с включением фрагментов фильма «Калина красная».
Среди режиссерских работ Юлия Файта можно выделить: «Марка страны Гонделупы» (1977), «Пограничный пес Алый» (1979), «Зеленый остров» (1984) и другие.
Он также работал над озвучанием документальной ленты о легендарном футболисте Льве Яшине — «Лев Яшин — Эдуард Стрельцов. Перекрестки…» (2005).
Семейное положение
Был женат, воспитывал дочерей.
Источники: rbc.ru/, omsk.bezformata.com/, eralash.ru/