Киноискусство очень требовательно к актерам, и попытки обмануть зрителя с помощью различных трюков срабатывают далеко не всегда. В последнем фильме своего мужа —режиссера Григория Александрова «Скворец и Лира» 71-летняя Любовь Орлова пыталась сыграть молодую героиню, но уже после завершения съемок потребовала запретить картину — и она так и не вышла в прокат. «Ирландца» Мартина Скорсезе в основном хвалили, но даже поклонники этого фильма отмечали, что даже после обработки с помощью компьютерных технологий возраст замечательных актеров старого поколения — Роберта Де Ниро, Аль Пачино и Джо Пеши — просматривается очень хорошо. Впрочем, чаще создатели фильмов учитывают прожитые актерами годы — и дают им более подходящие роли, даже если они выбиваются из прежнего амплуа. Ведь амплуа и сменить недолго — был бы актер хороший. Как, например, российский артист Андрей Смоляков.
«Андрей и злой чародей», 1981 — Андрей-Всех-Добрей
Смоляков родился 24 ноября 1958 года в подмосковном Подольске и поначалу ни в какие артисты не стремился. Занимался спортом, почти профессионально играл в волейбол, думал о медицинской карьере, но все же после школы отправился в столицу и с первого захода поступил в Щукинский театральный институт. Учился хорошо, но через пару лет оказался перед серьезным выбором — его пригласил в спектакль своей студии Олег Табаков, а руководство вуза не хотело, чтобы перспективный студент связывался с «кем попало». Но Смолякову понравился творческий метод «кого попало», а Табаков как раз обустраивал свой театр на улице Чаплыгина и вел курс в ГИТИСе... в общем, выбор он сделал не в пользу «Щуки».
Правда, вскоре у Табакова начались серьезные проблемы. Студию власти Москвы закрыли, а «свежий» выпускник работал буквально где придется — играл в утренних спектаклях театра имени Гоголя, потом перешел в театр миниатюр Аркадия Райкина. Снимался и в кино, где его фактурную героическую внешность оценили однозначно. Поначалу Смолякова брали лишь в эпизоды, а уже через пару лет он получил и главную роль, правда, в обычной детской сказке — сыграл бойкого и отважного героя Андрея-Всех-Добрее, который противостоит козням злодея в исполнении легендарного Георгия Милляра.
Любопытно, что о своем «сказочном» прошлом Смоляков не забывал — и спустя много лет, в 2004-м, сыграл в очередной сказке, фильме «Легенда о Кащее, или В поисках тридесятого царства».
«Обнаженная в шляпе», 1991 — журналист
К началу девяностых карьера Смолякова — и театральная, и киношная — пришла в норму. Табакову все-таки разрешили открыть его студию, и актер тут же перешел в его труппу. С «Табакеркой» он оказался связан на долгие годы, переиграл на ее сцене множество ролей и был занят в спектаклях практически всех приглашенных режиссеров. Ну и в кино Смоляков наконец «дорос» до главных ролей — правда, тут все было гораздо сложнее, поскольку перестроечное кино не всегда могло поддержать высокую планку. «Обнаженная в шляпе» была, пожалуй, одной из многих лент того периода, которая осталась в памяти зрителей во многом из-за названия, но все же осталась. А сам актер тогда же начал чуть ли не в массовом порядке играть различных представителей преступности. «Материал» для таких работ он, по его собственным словам в интервью aif.ru, брал из детства: «Я в Подольске родился — этим все объясняется. Знаю, что человек — далеко не однозначное существо, знаю природу многих негативных качеств. Я не пытаюсь их оправдывать, но пытаюсь показать, как они вырастают в человеке».
«Дети Арбата», 2004 — нарком НКВД Ежов
«Воровской» период в кинотворчестве Смолякова пошел на спад где-то в начале нулевых, наверное, полученное в 2004 году звание народного артиста России обязывало. И в его фильмографии стало значительно больше ролей различных офицеров, сотрудников милиции и КГБ. Он объяснял это изменениями в своей внешности — мол, «физиономией вышел, у меня квадратное, топорное лицо». Конечно, дело не ограничивалось одними гэбешниками, как в «Детях Арбата» или в фильме «Высоцкий. Спасибо, что живой». Ему довелось сыграть и оберштурмбаннфюрера СС, и даже полоцкого князя Рогволода в «Викинге», но это было уже позже, когда Смоляков в глазах зрителей почти полностью слился с одним из его героев.
«Мосгаз», 2012 — сотрудник МУРа Иван Черкасов
В 2012-м мало кто мог предполагать, что исторический детектив о поимке серийного маньяка в начале 1960-х превратится в большую франшизу, объединенную главным героем, сыгранным Смоляковым. Но успех «Мосгаза» была таким, что продолжение просто напрашивалось. В дальнейшем Черкасов раскрывал и другие громкие преступления, совершенные в Советском Союзе, его понижали в звании и вновь повышали, лишали должности — и вновь брали на работу в Московский уголовный розыск. Всего в этом цикле вышло девять сериалов, и уже в 2023 году зрителям показали «Последнее дело Черкасова» — так что с этим героем актер, видимо, распрощался окончательно.
«Топор», 2018 — бывший казачий офицер Иван Родин
«Артист — это всегда существо неудовлетворенное. Всегда! Всегда нам недодают — это нормально. Потому что хочется еще и еще. „Дайте мне таблеточку от жадности, и как можно больше“ — это про меня!» — говорил Смоляков нашему изданию.
В целом он не лукавил — играл в театрах (к «Табакерке» добавился и МХТ имени Чехова), снимался много и разнообразно — у него сейчас более 150 работ в кино. И в дополнение к Черкасову в 2018-м актер вписался в еще один долговременный проект, в котором его герой уже не был настолько однозначно положительным. Родин из «Топора» — это бывший казак, офицер, который после поражения белых в Гражданской войне ушел жить в глухую тайгу и стал отшельником, но с началом Великой Отечественной вышел к людям, чтобы отправиться на фронт. Эта история потом продолжилась — вышло еще три сериала цикла; в 2023-м Родин появился в «Топоре.1945».