Исторические костюмные драмы — это всегда выбор. Авторы таких картин могут делать своих героев похожими на реальных людей или же взять на эту роль хорошего актера. Общего решения нет — в каких-то фильмах поступают так, в других — эдак, а на восприятие зрителей, пожалуй, чаще влияют совсем другие факторы — например, хороший сценарий. Есть, конечно, и какие-то уже сложившиеся штампы — Наполеон должен быть в треуголке, Сталин — во френче, с усами и трубкой, а Ленин — с лысиной и обязательной бородкой «клинышком». Впрочем, подобные штампы есть и для других персонажей.
В российском кино к истории традиционно относятся с определенным пиететом — зрители, как правило, радуются каждому новому большому проекту, историки-любители ищут (и находят) ляпы и несоответствия. Правда, возврат к масштабным историческим полотнам у отечественных кинематографистов случился примерно в нулевые годы XXI века, когда наш кинематограф сумел выбраться из кризиса девяностых, а количество кинотеатров существенно выросло. И тогда-то оказалось, что сменилось поколение популярных актеров — советские ушли на второй план, а балом правят новички. Одним из них был Сергей Безруков.
Он родился в актерской семье 18 октября 1973 года; его отец играл в МХАТе, и в театре Пушкина, снимался в кино. Безруков-младший первую роль получил уже в 17 лет, да и после окончания Школы-студии МХАТ не затерялся в новых условиях. Но слава на него обрушилась лишь в 2002-м, после выхода сериала «Бригада», в которой он исполнил роль Саши Белого — причем эта слава была такого масштаба, что позже послужила поводом для многих острот. Впрочем, в любой шутке лишь только доля шутки — исторических персон этот актер играл часто и, кажется, с определенным удовольствием — словно его забавляли перевоплощения.
«Московская сага», 2004 — Василий Сталин
Сериал по мотивам трилогии Василия Аксёнова, который рассказывает историю одной семьи на фоне происходивших в сталинском СССР событий — с 1920-х по 1950-е годы. Персонаж Безрукова не был главным героем — он появился лишь в третьей части, где описывалось послевоенное время. Актер был примерно того же возраста, что и младший Сталин, — во время съемок ему исполнилось тридцать лет.
«Есенин», 2005 — Сергей Есенин
Любопытно, что своё имя Безруков получил в честь этого поэта, которого любил его отец; сам Виталий Безруков тоже играл Есенина — в фильме-спектакле 1969 года «Анна Снегина». Сериал же, помимо собственно биографии поэта, рассказывает и о расследовании его смерти, которое предпринял в 80-е следователь МУРа (его играет Александр Михайлов) — согласно полученным им данным, Есенин был убит по приказу Советского правительства. Отметим, что это одна из версий гибели поэта — и её не слишком любят в литературоведческих кругах.
«Пушкин. Последняя дуэль», 2006 — Александр Пушкин
Ещё одного великого русского поэта Безруков играл несколько раз. Фильм Натальи Бондарчук — по иронии судьбы — тоже основан на конспирологической фактуре, и смерть Пушкина подается как следствие заговора придворных. А буквально через год после этой картины та же Бондарчук выпустила 10-серийный фильм «Одна любовь души моей», в котором речь шла о любви Пушкина к Марии Раевской, которая стала супругой декабриста Сергея Волконского и последовала за мужем в ссылку в Сибирь. Ну а третьим «пушкинским» проектом Безрукова стал ещё один фильм Бондарчук — «Гоголь. Ближайший», в котором его персонаж держался на вторых ролях. Кстати, в 2021 году вышел фильм Игоря Угольникова «Учёности плоды», в котором действие происходит в оккупированном немцами селе Михайловском, а герой Безрукова мешает вывезти из местного музея связанные с поэтом экспонаты.
«Высоцкий. Спасибо, что живой», 2011 — Владимир Высоцкий
Пожалуй, самый известный исторический персонаж в фильмографии Сергея Безрукова. Связано это с общим интересом к этому проекту, который придумал и реализовал сын Высоцкого — Никита Высоцкий. На этапе съемок была жуткая секретность — актера, играющего легенду, не раскрывали до самого выхода фильма в прокат. Впрочем, Безрукова в этой роли узнать сложно — его гримировали по несколько часов в день, и даже коллеги не знали, что он работает над этим персонажем; озвучивал его, кстати, тот же Никита Высоцкий. Кроме того, Безруков появился в картине ещё в одной знаковой роли — как коллега Высоцкого Юра, прототипом которого стал друг барда и актера Валерий Золотухин. Ну а в 2016 году Безруков снялся в сериале «Таинственная страсть» — в экранизации романа Василия Аксёнова о «шестидесятниках» он сыграл Влада Вертикалова, под которым писатель замаскировал как раз Высоцкого (отсылка к фильму Станислава Говорухина «Вертикаль»).
«Годунов», 2018 — Борис Годунов
В послужном списке Безрукова было много знаковых ролей. В сериале «Мастер и Маргарита» он играл философа Иешуа Га-Ноцри из Гамалы — то есть самого Иисуса Христа; в фильме и сериале «Адмиралъ» — генерала Каппеля, а в сериале «Союз Спасения. Время гнева» — князя Петра Михайловича Волконского. И роль ближайшего соратника Ивана IV Грозного, ставшего царем по выбору народа, — логичное продолжение списка сыгранных актером выдающихся исторических (или религиозных) персонажей. Правда, многие помнят Годунова по гайдаевской комедии — цитату «Бориску на царство?» узнают буквально все («Так он, лукавый, презлым заплатил за предобрейшее, сам захотел царствовати и всем владети? Повинен смерти!»). В реальности Борис Годунов шапку Мономаха примерил, но ненадолго; его правление было омрачено рядом природных катаклизмов, а скончался он внезапно вскоре после появления в русских землях самозванца Лжедмитрия I — так что царь он хоть и был настоящий, но позабытый из-за случившейся после его смерти Смуты начала XVII века.