C пером и лопатой. Чем интересна книга Карела Чапека «Год садовода»

«Год садовода», Карел Чапек. © / Фрагмент обложки книги

В этом году исполнилось 125 лет со дня рождения чешского писателя Карела Чапека, автора знаменитых произведений «Война с саламандрами», «Фабрика абсолюта», «Средство Макропулоса» и... маленькой книжечки, вышедшей в 1929 году, — «Год садовода». Иллюстрации к ней были выполнены старшим братом писателя — художником и писателем-антифашистом Йозефом Чапеком.

   
   
Писатель Карел Чапек. Фото находится в общественном достоянии

«Год садовода» — юмористическое, но с глубоким смыслом произведение, полное беззаботного веселья и духовной свободы. Оно учит видеть большое в малом. Именно эта книга, повествующая о садовнике-чудаке и его детище, сотворённом своими руками саде, без преувеличения стала настольной у многих поколений людей, так или иначе связанных с растениями.

Как получается садовод

Садоводство, по мнению Чапека, — превосходное увлекательное занятие, а садоводы — особая общность людей, фанатично любящих природу, свои растения и понимающих их потребности. В «Годе садовода» с тонким юмором и иронией рассказывается об увлечённом индивидууме, в котором... «развивается фанатизм специалиста, превращающий человека, вполне вменяемого, в розомана, георгиномана или какого-нибудь другого исступлённого маньяка». Неудивительно, что растениеводы видят в писателе родственную душу!

Во введении к книге К. Чапек пишет: «Вопреки ожиданиям садовод получается не из семени, черенка, луковицы, клубня или путём прививки, а в результате опыта, под влиянием среды и природных условий... Пока человек в цвете молодости, он думает, что цветы — это что-то такое, что вдевают себе в петлицу и преподносят девушкам. Он не имеет ни малейшего представления о том, что цветы — нечто зимующее, требующее окапывания, унавоживания, поливки, пересаживания, подрезки, подстрижки, подвязывания, удаления сорняков и плодников, засохших листьев, тлей и грибка... Но в один прекрасный день захочется и самому посадить цветок: у меня так было раз с бессмертником. При этом — через какую-нибудь царапину или ещё как — в кровь тебе попадёт немножко земли, а с ней — нечто вроде инфекции, или отравы, — и стал человек отчаянным садоводом. Коготок увяз — всей птичке пропасть!»

С весны до осени

Текст книги делится на 12 глав (по месяцам) и описывает полный годичный цикл жизни садовода.

Главы также включают эссе — вполне самостоятельные литературные произведения. В главе «Январь» — это «Семена», в «Феврале» — «Об искусстве садоводства». Мартовское эссе посвящено зачаткам будущих листьев и цветков — почкам, апрельское — празднику весны и труда, майское — благодатному дождю, июньское — консервативным огородникам. «Июль» содержит ботаническую главку о разнообразии видов флоры, а «Август», совсем неожиданно, посвящён любителям кактусов. В главе «Сентябрь» — ода почве, которая может быть прекрасным эпиграфом к любой серьёзной книге по земледелию. Октябрьское эссе «О красотах осени» повествует в том числе и о сахарной свёкле. Ноябрьское называется «Приготовления»: в нём заключена великая философская мысль о том, что осенью зарождается новая весна.

Пражская вилла Карела Чапека. Фото: www.globallookpress.com

«На обычный взгляд, осенью листья осыпаются, и против этого трудно спорить; и всё же я утверждаю, что в подлинном, глубоком смысле слова осень — как раз такая пора, когда пробиваются листки. Листья сохнут потому, что близится зима; но ещё и потому, что уже близится весна, что уже образовались новые почки, маленькие, как капсюль, который, взорвавшись, выпустит на волю весну. Это обман зрения, будто деревья и кустарники осенью голы: они усеяны всем, что на них появится и развернётся весной. Это обман зрения, что осенью цветы погибают: они тогда как раз нарождаются. Мы твердим, будто природа отдыхает, в то время как она рвётся очертя голову вперёд».

   
   

И наконец, декабрь заканчивается рассуждением о жизни садовода, который завершил очередной сезон и снова полон мечтами о будущем.

«Каждый год садовод с удовлетворением говорит: так, теперь всё у меня посажено и в порядке. А через год опять вот так же облегчённо вздыхает. Сад никогда не бывает окончательно устроен. В этом отношении он подобен человеческому обществу и всем людским делам».

Книга Карела Чапека отнюдь не утратила актуальности. Ведь садоводы-фанаты и сейчас, в сущности, ничем не отличаются от тех, что были описаны в ней почти 90 лет назад. Если вы причисляете себя к любителям растений, но ещё не читали «Год садовода», это прекрасно! Вас ждёт огромное удовольствие.

Фото: www.globallookpress.com

Кстати
В Москве в Дарвиновском музее юбилею Карела Чапека была посвящена специальная выставка «Тревоги и восторги садовода». Она размещалась в оранжерее музея. На ней были представлены цитаты и рисунки из книги, а также старинная литература по садоводству из собраний музея и видавшие виды садовые инструменты. Отдельный стенд был посвящён вредным и полезным насекомым – обитателям сада, которые также были упомянуты в книге.

Сад мастера

В жизни Карела Чапека был любимый сад, самый обычный, но принадлежавший художнику слова, любознательному и очень наблюдательному человеку, и потому обретший всемирную известность. Во время Второй мировой войны жена писателя, актриса и писательница Ольга Шайнплюгова, закопала в земле его архив, и сад бережно сохранил документы.

Пражский сад (размером около 15 соток) существует и сейчас. Там до сих пор растут некоторые посаженные рукой Мастера растения – к примеру, хвойные деревья. В начале 2000‑х годов наследники писателя при поддержке чешских властей восстановили посадки практически в том же виде, какими они были созданы. В этом им помогли специалисты из ботанических садов Чехии.

Сохранилась и вилла Чапека в местечке Стржь, расположенном к югу от Праги. Там сейчас находится музей писателя.