Рената Литвинова: кризис омолаживает и питает, ты не отвлекаешься на чепуху

Рената Литвинова. © / www.russianlook.ru

Эра матриархата

- Россия - это исключительно женская страна. И что бы там ни говорили, что на всех ключевых постах у нас стоят мужчины, хочу сообщить: государством управляют исключительно женщины, страна женского рода - Россия! И конечно, у нас адский демо­графический перебор в сторону женщин. У нас мужчин в физическом смысле нет!.. Согласно одному исследованию, у современных мужчин сос­тав мяса и хромосомный набор совсем не такие, как у наших отцов или дедушек. Какие-то таинственные эволюционные изменения происходят. Сейчас уже нет разделения на мужское и женское. Женщины как будто бы согласились взять на себя часть обязанностей мужчин. И фигуры стали даже физиологически другими!

   
   

Но... Категорически при этом мало женщин в политике! Кроме спортсменок, там никто не представлен. Что печально, конечно. Я не знаю, может, стоит вводить какие-то квоты на государственные посты? В общем, какой-то феминизм во мне проснулся...

Сейчас вообще в мире эра матриархата. Во время матриархата не бывает войн - они просто заканчиваются. Но, судя по тому, какая странная ситуация сегодня, и эта эра заканчивается... От этого очень тревожно, я очень боюсь войн. Не понимаю саму идею, когда кто-то может убивать кого-то. Надеюсь, в моей жизни не наступит такого момента, когда я смогу кого-то убить ради чего-либо. Это самое большое горе, которое могло бы со мной случиться... 

Но возьмём институты кинематографии. Даже на режиссёрских факультетах уже больше женщин, чем мужчин! Мужчины молодые - вялые, невнятные, неактивные, молчаливые, избалованные сыновья. И наоборот: очень много невероятно активных женщин в кинематографе! «Плотина» не может удержать женский напор! В принципе я счаст­лива, что тоже не утратила порыва, я всё равно буду снимать, снимать, снимать! Я всегда была уверена: если ты хочешь работать, ты снимешь даже на свой телефон, на домашнюю камеру. Я последнюю картину, кстати, сняла на собст­венные деньги, которые заработала на рекламе. 

Кризис? Я обожаю кризисы. В холодильнике пусто, и ты худой сразу... Когда у тебя нет вообще денег, ты начинаешь жизнь с нуля. Помню один такой период... Как-то мне не заплатили 500 долларов. Это был фильм «Увлеченья» Киры Муратовой. И тут я встретила продюсера, у него была сломана рука. Я ему говорю: «Если ты мне не заплатишь, я тебе сломаю вторую руку...» Это были унизительные времена... Но зато ты начинаешь жить своей работой, писать сценарии, ни на что не отвлекаясь. Поэтому я считаю, что кризис - питательный, он омолаживает. Не надо к этому относиться драматично. Наоборот, у тебя появляется концентрация на чём-то действительно важном, ты не отвлекаешься на какую-то чепуху, суету...

Крутой принц

Во ВГИКе на занятиях по киноведению нам показывали целые периоды итальянского кино. Самое большое впечатление на меня производили, конечно, чёрно-белые фильмы... Я жила лентами режиссёра Микеланджело Антониони. Музой его была актриса Моника Витти. Как она одевалась! Если у кого-то из женщин в современном мире есть вопросы, как быть красивой, ответы нужно искать именно у Антониони.

Или фильмы Федерико Феллини. Его героини не боялись быть излишне красавицами. Когда ты можешь разрешать себе безумные стрелки, безумные вырезы, безумные платья обтягивающие, безумные каблуки... Например, как Анук Эме в картинах «Сладкая жизнь» и «Восемь с половиной». Я просто училась у них, как одеваться. И всегда говорила, что самое лучшее - быть худой, на каблуках и в чёрном маленьком платье.

Когда я училась в школе, мы жили на маленькую зарплату моей мамы. Но никто не мог запретить мне мечтать... Любая молодая девушка - пускай она даже будет старенькой женщиной, неважно! - мечтает иметь красивое платье... И все мечтают встретить какого-то прекрасного принца, вдруг он тебя найдёт по забытым тобой где-то документам. И ты будешь улыбаться, а он такой красивый, такой крутой, такой стройный, такой трогательный, и ты его будешь гладить по волосам... Женщины всегда мечтают, что когда-нибудь им выпадет счаст­ливый случай...