Не так давно скромно закончилась многолетняя история примечательного отечественного кинодолгостроя — фильм «Брат-3» добрался-таки до проката, где, разумеется, почти ничего не заработал. Картине выделили мало сеансов, зрителей было тоже маловато, чуть больше тысячи человек. Ну а главной причиной такого итога было то, что этот третий «Брат» не имел никакого отношения к дилогии «Брат» и «Брат-2», которые стали хитами в конце 1990-х и заслуженно были названы энциклопедией того неспокойного десятилетия. И режиссер Алексей Балабанов, умерший в 2013 году, тоже никакого отношения к этому фильму не имел — иначе со всей определенностью можно сказать, что результат был бы совсем другой.
Из Свердловска через Англию — в Афганистан
Согласно легендам, по семь городов спорили о месте рождения Гомера и Христофора Колумба. В жизни Алексея Балабанова случилось три города, и особых споров не вышло — каждый из них взял себе определенный период. Родился будущий режиссер 25 февраля 1959 года в Свердловске (Екатеринбург), где его отец был корреспондентом и главредом областной молодежной газеты, потом работал на Свердловской киностудии, а мать возглавляла местный институт курортологии и физиотерапии. Как и многие его сверстники, увлекался западной рок-музыкой и даже играл в школьной группе, но профессию выбрал серьезную — поступил на переводческий факультет в Горьковский педагогический институт иностранных языков (сейчас — Нижегородский лингвистический университет). Студентом был одним из лучших, попал в группу, которая стажировалась в Англии, а после диплома отслужил в армии военным переводчиком — в том числе и в Афганистане. И уже после всех этих перипетий Балабанов вернулся в родной город, чтобы работать на Свердловской киностудии.
От Свердловска у него осталась любовь к рок-музыке. Настя Полева вспоминала, что он был своим человеком в Свердловском рок-клубе и плотно общался с местными музыкантами, а уже в его первом самостоятельном фильме «Раньше было другое время», который был курсовой работой его приятеля-оператора, появилась модная тогда на Урале группа «Наутилус Помпилиус». А Горький-Нижний, кажется, просто впечатлил Балабанова — именно там он снимал свой хит «Жмурки». Армия тоже оставила свой след, подарив сюжеты для нескольких фильмов. Но чтобы снимать кино, Балабанову пришлось окончить Высшие курсы сценаристов и режиссёров и перебраться в Ленинград-Петербург, в котором он и прожил до самой смерти.
Два «Брата»
Карьера Балабанова как режиссера началась ещё в СССР — тот фильм с «Нау» он снял в 1985-м, да и потом снял несколько ученических короткометражек. Даже свой первый «серьезный фильм» — социальную драму «Счастливые дни» по рассказам ирландца Сэмюэла Беккета — он снял ещё в Советском Союзе. И первые призы получил тоже до развала страны. Но в 1992-м Балабанов стал одним из соучредителей кинокомпании «СТВ» — вместе с Сергеем Сельяновым, и после этого он достаточно быстро вошел в когорту режиссеров уже российского кино, которые почти не имели советского бэкграунда. Сначала Балабанов снял «Замок» по роману Франца Кафки, который тоже получил множество призов. А потом случился «Брат».
Молодой ветеран Чеченской войны Данила Багров в исполнении Сергея Бодрова-младший почти моментально стал героем своего поколения, а позже — и неким символом 90-х. Прославились актеры, прославился и режиссер, который, впрочем, на лаврах почивать не стал, а почти дуплетом выпустил ещё две работы — «Про уродов и людей» и «Брат-2». Любопытно, что второй «Брат» оказался чуть ли не популярнее первого — хотя обе эти картины сделаны по сходим лекалам, а популярная отечественная рок-музыка звучала и там, и там.
Жизнь без «Брата»
Сейчас сложно судить, собирался ли Балабанов развивать тему «Братьев» и снимать третью часть. Скорее всего, любые планы были отменены после трагедии, которая случилась в сентябре 2002 года в Кармадонском ущелье, где погибла съемочная группа фильма «Связной» — в том числе и Бодров-младший. Ни о каких продолжениях «Брата» после этой смерти не могло быть и речи.
«Он [Данила Багров] умер, погиб в Кармадонском ущелье», — сказал Балабанов в интервью aif.ru в 2012 году на вопрос, где сейчас Багров. А на просьбу уточнить лишь добавил: «Не знаю, где он. Правда, не знаю». И сразу же сменил тему.
В принципе, тема «Братьев» в последующем творчестве Балабанова просматривалась очень хорошо. И в «Войне» 2002 года, и в «Жмурках» 2005-го. А ещё были «Мне не больно», «Груз 200», «Морфий», «Кочегар». И, как оказалось, был последний фильм этого режиссера — «Я тоже хочу».
Умер Балабанов внезапно, всего в 54 года, в статусе признанного классика отечественного кино. Правда, сам он к своей «звездности» относился с легкой иронией.
«Счастье — это когда хорошо. Просто хорошо. Вот я сегодня сходил в баню, и мне хорошо...» — признавался он в интервью aif.ru.
Настя Полева вспоминала, что испытания медными трубами Балабанов прошел «нормально».
«Леша держался несовременных ценностей. Считал, что человеку для счастья нужно немного: семья, любимая работа (для него это означало творчество), а все остальное — от жира», — говорила она в интервью.
Семья у Балабанова была — он был дважды женат, у него было двое детей. Работа — тоже, в его фильмографии 14 картин. А что касается эксплуатации его наследия — то одиозному «Брату-3» очень сложно будет встать вровень с двумя балабановскими «Братьями». И «Брату-4», о котором уже объявлено, — тоже. Но использование балабановских героев, в принципе, возможно — что, например, доказал Алексей Чадов, сняв фильм «Своя война» о событиях в Сирии, героем которого стал персонаж, сыгранный этим актером в «Войне» Алексея Балабанова.