Была Джоли, стали «Елки». Как Тимур Бекмамбетов пробивался в Голливуде

Тимур Бекмамбетов. © / Павел Бедняков / РИА Новости

Тимур Бекмамбетов появился на свет в Казахской ССР в городе Гурьев (по-казахски — Арытау) 25 июня 1961 года в непростой по советским меркам семье. Папа будущего режиссера работал одним из руководителей на городском энергетическом предприятии, а мама была заместителем редактора партийной газеты. Да и род Бекмамбетовых был очень древним, его можно отследить до 10 века, также известно, что в этом роду были легендарные ханы.

   
   

Энергетик и художник

И папа, и мама мечтали, что Тимур свяжет свою жизнь с энергетикой, поэтому отправили его поступать в Московский энергетический институт. Но не тут-то было. Бекмамбетов младший еще во время учебы понял, что толкового энергетика из него не получится, а что его увлекает совсем другое — волшебный мир кино. Поэтому Тимур забрал документы из энергетического института и... отправился в армию, на службу в Ашхабад. А уже в 1982-м году Бекмамбетов устроился на работу на киностудию «Узбекфильм» в Ташкенте. На киностудии Бекмамбетов создавал декорации для картин. На узбекской киностудии, помимо подготовки декораций, Тимур успел написать сценарий, по которому была снята картина «Перед большой дорогой на войну».

Параллельно с работой поступил в Ташкентский театрально—художественный институт им. А. Островского на художника театра и кино. Получив диплом, Бекмамбетов отправился покорять Москву. Начинающий режиссер отличался проницательным умом и деловой хваткой, поэтому он сразу понял, где выгоднее всего начать работу — в рекламе. Бекмамбетов стал в столице одним из самых востребованных режиссеров рекламных роликов. Наверняка многие помнят его работы для банков. Работа в рекламе оказалась не только денежной, но и очень полезной для начинающего режиссера, благодаря ей он смог познакомиться с богатыми и влиятельными людьми. Один из таких людей, Сергей Родионов, банкир и бизнесмен, предложил Бекмамбетову снять целую серию исторических рекламных роликов. Но он поставил условие — чтобы эти ролики стали настоящими шедеврами и надолго запомнились зрителям. Рекламная серия «Всемирная история, Банк Империал» получила огромное количество наград на рекламных фестивалях у нас в стране и за границей. Даже несмотря на то, что с исторической точки зрения, конечно, была скорее иллюстрацией баек.

Первый полнометражный фильм Бекмамбетов снял в 1994 году, это была драма об афганской войне «Пешеварский вальс». Потом режиссер поработал над историческим сериалом под названием «Наши 90-е». Правда, до зрителей эта картина поначалу не дошла — ее запретили к показу. После нее Бекмамбетов выпустил еще несколько фильмов, но они прошли незамеченными зрителями. Одной из самых провальных лент стал фильм «Гладиатрикс», история нескольких сильных женщин. На главную роль Тимур Бекмамбетов решил позвать не профессиональную актрису, а популярную в те годы певицу Юлию Чичерину. Несмотря на старания всей киношной группы, фильм успехом не пользовался. А вот в 2004-м году о молодом режиссере заговорила вся страна. На экраны вышел «Ночной дозор», снятый по одноименному фантастическому роману Сергея Лукьяненко. Через год Бекмамбетов выпустил еще один блокбастер — «Дневной дозор». «Дозоры» стали популярны не только в России, но и в Европе, и в Америке. О Бекмамбетове узнали в Голливуде и пригласили поработать на их фабрике грез. Один из американских продюсеров мечтал экранизировать популярный в США комикс и предложил почитать сценарий нашему режиссеру. Тимур почитал и внес свои правки, которые так понравились голливудскому киношнику, что он пригласил Бекмамбетова поработать над еще одним фильмом под названием «Особо опасен». Конечно, наш режиссер не мог отказаться от такого шанса покорить Голливуд, тем более, что снимать в новой картине ему предстояло саму Анджелину Джоли.

НАСА против

В качестве продюсера Бекмамбетов работал в Америке над картиной «Аполлон — 18», вышедшей на экраны в 2011-м году. Это псевдодокументальный фильм, по сюжету которого астронавты отправляются в засекреченный полет на Луну, где находят очень агрессивную инопланетную форму жизни. Эти инопланетные существа в итоге уничтожают весь экипаж.

Интересно, что рекламная кампания картины проходила очень агрессивно. За несколько месяцев до премьеры в средствах массовой информации по всему миру начали сообщать новости о том, что в архивах НАСА были найдены секретные пленки, которых ранее никто не видел. Якобы на этих пленках можно рассмотреть, как астронавты из засекреченной миссии «Аполлон — 18» сняли на кинокамеры нечто живое. После представители НАСА опровергли эту информацию и очень негативно высказались о фильме и создателях, так их задела эта рекламная кампания. Но зрителям фильм понравился.

   
   

1 миллиард рублей

Бекмамбетову довелось поработать и с Тимом Бертоном в картине «9». А затем в 2012 году Бекмамбетов выпустил в свет фантастический триллер «Президент Линкольн: Охотник на вампиров», довольно необычную историю, где один из президентов США борется с нечистью.

Бекмамбетов, работая в Америке, не забывал и об Отечестве. Он говорил, что находится в США в творческой командировке, но работает и живет в России. Так на Родине он снял продолжение «Иронии судьбы, или С легким паром», картину, которая вызвала неоднозначную реакцию: кому-то продолжение показалось интересным и современным, а кто-то посчитал, что режиссер не дотянул до изначального варианта. Также режиссер под Новый год снял несколько серий фильма «Елки». Говорят, что сборы «Елок» превзошли все ожидания и принесли производителям фильмов около 1 миллиарда рублей.

Сейчас Бекмамбетов продолжает работать на две страны. Правда, в США один из его проектов был заморожен, а деньги, положенные ему за работу, 800 тысяч долларов, он так и не получил. А все потому, что проект этот Бекмамбетов собирался делать вместе с опальным ныне Харви Вайнштейном.