«Будете у нас на Колыме». Маленькие роли большого артиста Романа Филиппова

«Бриллиантовая рука», 1968 г. © / Кадр из фильма

24 января мог бы отметить 85-летие актер, которого все советские зрители знали в лицо и лишь немногие — по фамилии.

   
   

Так сложилась судьба: сын артистов БДТ, волею случая оказавшихся в Крыму, Роман Филиппов играл в основном небольшие роли, крошечные эпизоды. Его имя всегда стояло в титрах где-то в конце, через запятую со многими другими. Если вообще стояло. Отчего-то не давали ему развернуться режиссеры. А ведь спрятать такой талант было непросто: рост 193 см, нехилая комплекция килограммов в 150, грубоватые черты лица. Еще и говорил редким басом-профундо — очень низким голосом, который часто используется в церковном хоровом пении.

Мать и мачеха

Говорят, в детстве Рома даже хотел посвятить себя Церкви. Но откуда у ребенка такое несвойственное эпохе 1930-х желание, тем более что мама и папа  артисты?

Маму Анну Кудерман, к слову, мальчик не знал совсем. Беременная сыном, актриса-травести, игравшая детей и зверушек, до последнего выходила на сцену. В «Каблуковке» же (так, по имени Александра Каблукова, построившего лечебницу, называли роддом № 1 в Симферополе) произошло непредвиденное  спасти роженицу врачам не удалось. Но богатырь весом в 5 кг выжил.

Отец Сергей Александрович продолжал играть в Первом Советском театре (теперь Русский драматический им. Горького). Растить мальчика помогала бабушка. А спустя три года после смерти матери у Ромы появилась мачеха Ирина Сергеевна, которая воспитала его как родного. Тогда же главу семьи пригласили на работу в горьковский драмтеатр. В городе, где сливаются Волга и Ока, и прошло детство будущего актера.

Вердикт Веры Пашенной

Именно там, в школе № 8, Роман, не мечтавший о сцене, увлекся русской литературой. Учительница Роза Ивановна полюбила начитанного мальчика. Она же открыла в нем актерский талант (колоритным басом Рома «обзавелся» уже в школе, и басни в его исполнении звучали отменно). И даже отправила парня в драмкружок Дома пионеров. Вела его заслуженная артистка РСФСР, служившая в «драме» Татьяна Рождественская. Когда в Горький с гастролями приехал Малый театр, она попросила старинную знакомую Веру Пашенную посмотреть ребят.

Вера Николаевна, к слову, уже была легендой театральной Москвы  народной артисткой СССР, лауреатом Сталинской премии, профессором Щепкинского училища. Говорят, увидев верзилу Филиппова  худого, загорелого, пришедшего на встречу с пляжа в пыльных тапочках, Пашенная не смогла сдержать улыбки: «У этого ребенка нормальный рост?» А услышав только его «Здравствуйте!», тут же выдала: «Поступайте в театральное!»

   
   

Усы дурика Володьки

Надо ли говорить, что в «Щепку» Филиппова приняли сразу и с удовольствием и учился он у самой Пашенной? Распахнуты были перед ним двери и Малого театра по окончании училища… Однако, отслужив какие-то три года, Роман вдруг взбрыкнул, пожаловавшись руководству, что есть хочет не меньше, а, может, больше любого народного, на 88-рублевую зарплату же это делать сложно…

Терпеть выкрутасы неоперившегося птенца в Малом не стали. Поработав немного в театре им. Пушкина и в Москонцерте, актер решил уехать в… Минск. И не на съемки картины. А в театр им. Янки Купалы, где спектакли игрались на белорусском. Условие знания языка ему поставили сразу. Думали, откажется, струсив. Филиппов согласился, не раздумывая. И максимум через две недели уже вышел на сцену.

Лингвистические способности у него были феноменальные. Как и где он их развивал, осталось тайной за семью печатями, однако рассказывают, что в Минске он играл на белорусском, в Киеве  на украинском. Кроме того, читал на польском и чешском, снимался на немецком и английском, знал финский. Верится с трудом. Однако семь лет он все-таки прослужил в белорусском театре. Даже увлекся переводами поэзии.

Звание заслуженного артиста Белорусской ССР не заставило себя долго ждать. А тут подоспела и «Бриллиантовая рука» Гайдая, ставшая одной из самых кассовых лент советского кинематографа.

Сколько там Филиппов на экране? Минуты две? Три? Однако не запомнить посетителя в ресторане «Плакучая ива», достававшего Никулина вопросом «Зачем усы сбрил, дурик?», невозможно. А фраза «Ну, будете у нас на Колыме…» вообще сразу ушла в народ.

В Малом театре поняли, что были неправы в отношении артиста Филиппова (вон, уже и кинозвездой стал!) и снова позвали в Москву.

«Бриллиантовая рука», 1968 г. Фото: www.globallookpress.com

В Минск за женой

Роман, конечно, обрадовался. Но уезжал-то он в Минск один, а возвращаться пришлось… втроем. В Белоруссии актер женился, стал отцом дочери Анны, обзавелся квартирой. А в Москве нужно было снова налаживать быт…

К счастью, со второй женой Филиппову очень повезло (первый  тренировочный  брак не в счет). Катерина, как она потом признавалась, до обмороков любила мужа, многое прощала, поддерживала. Долгие годы она работала режиссером-педагогом по слову, писала учебники и программы по сценической речи, культуре общения. У профессора Филипповой учились многие телеведущие, певцы, актеры, в том числе Алла Пугачева, Клара Новикова, Ефим Шифрин.

Да и у Филиппова в конце концов в Малом все наладилось. Теперь его не обделяли ролями. Русская и зарубежная классика, пьесы Шукшина и Симонова  чего он только не играл! А вот в кино так и остался исполнителем небольших ролей. Хоть и дождался звания «король эпизодов» («Джентльмены удачи», «Старики-разбойники», «Девчата», «12 стульев» Гайдая, «Чародеи»).

Нет, на экране он явно недоиграл. Может, как раз потому, что слишком могучим был? Чересчур фактурным? Дай такому богатырю главную роль  никто же больше в кадр не поместится… Шутки шутками, но так и осталось загадкой, почему кинорежиссеры недооценили Филиппова.

Пожалуй, только мэтр Бондарчук не побоялся выйти за рамки стереотипов и предложил актеру сыграть патриарха Иова в «Борисе Годунове»… Но потом началось перестроечное кино. И надеяться на что-то выдающееся Филиппову уже не пришлось.

Деньги — нуждающимся

Жил он как многие в подобном актерском положении: театр  для души, кино  для денег. При этом часть зарплаты регулярно переводил в советский Детский фонд. А когда случилось землетрясение в Спитаке, и вовсе перечислил все накопленные на тот момент средства пострадавшим.

Балагур, острослов, весельчак, поэт, Филиппов часто говорил о себе: «Я не люблю выпить, я люблю напиться!» В этом состоянии он мог выходить на сцену, сниматься. Ничего не перепутать. И доиграть до конца. Шахматы, фехтование, конный спорт  все это тоже было в его жизни. 

А еще он 20 лет (после Александра Хвыли) был Дедом Морозом на Кремлевской Елке. Зарплата  800 рублей, личный водитель… Все серьезно. Филиппов очень дорожил этой «подработкой», говорят, даже немалые отступные платил дублерам в Малом, когда они подменяли его на время елок.

В январе 1992-го народный артист, как обычно, отыграл новогодние спектакли в Кремле. Отметил 56-летие. А 18 февраля его не стало: оторвался тромб…    

P. S. Отрывок из стихотворения Романа Филиппова «Масленица»:

Рубинами икра сверкает,
Сметана, белая, как снег,
Икру собою оттеняет,
Манит, и тает человек!
Трактат о первой рюмке водки
Я б написал — глоток слюны,
Слюна во рту, на подбородке,
Но к черту водку! Ждут блины!
Иные люди без понятья
Блин режут, вилкою едят!
Блины люблю руками брать я,
В том есть особый аромат!
Свернешь в трубу, приправишь рыбкой,
Набьешь туда сардин иль шпрот –
И вот с блаженною улыбкой
Его препровождаешь в рот.
И вот, друзья, в мгновенья эти,
Когда во рту кусок блина,
Жизнь ощущаешь в новом свете,
Она насыщена, полна!
И все в ней чисто, полно, ясно,
Досыта ешь и вволю пей!
Да, Масленица, ты прекрасна!
В году таких немного дней!
Часы летят, закуска тает,
Собака лает со двора,
И вот до Пасхи наступает
Поста унылая пора!