29 июля исполняется 105 лет легендарному актеру Павлу Кадочникову. Он первым воплотил на экране образ Героя Советского Союза летчика Алексея Маресьева, картина вышла в 1948 г. Он же сыграл главную роль в «Подвиге разведчика» — культовой картине конца 40-х годов. Когда герой Кадочникова в тылу врага в форме немецкого офицера поднимал тост «За победу», зрители в зале не могли сдержать слез. Майор Федотов (он же — немец Генрих Эккерт) держал рюмку в руке и ждал, пока немцы выпьют. Потом добавлял: «За нашу Победу!» — и в одиночестве осушал свою стопку.
Из сапог выливал кровь
Работа над фильмов о Маресьеве далась актеру непросто. Чтобы почувствовать хоть малую толику боли, которую в реальности испытывал Маресьев, Кадочников набивал себе в сапоги шишки. В итоге после многочасовых съемок ноги кровоточили. Но и на следующее утро актер вновь накладывал в сапоги шишки. Рассказывают, что, когда снималась сцена, где Маресьев впервые танцует на протезах, Кадочников еле превозмогал реальную боль. А после слов «Стоп! Снято!» снял сапоги и вылил оттуда кровь.
Актер много лично общался с легендарным летчиком, обсуждал с ним роль. К слову, режиссер Александр Столпер, взявшись за экранизацию «Повести о настоящем человеке», сначала предложил главную роль самому Маресьеву. Но тот отказался. И тогда выбор пал на Кадочникова, чью кандидатуру Маресьев всецело одобрил.
Отличительной чертой Кадочникова было то, что, какие бы ни были рискованные съемки, все трюки он выполнял сам. Так, в фильме «Укротительница тигров» Кадочников сыграл мотогонщика, который выступал в цирке. Актеру пришлось парить на мотоцикле под куполом. Он выполнял этот трюк на уровне профессионального циркового артиста.
Кадочников до конца жизни держал себя в прекрасной физической форме. Актер по жизни проповедовал принцип «в здоровом теле — здоровый дух». Занимался моржеванием. Зимой не просто окунался в прорубь, а увлекался подледным плаванием. Однажды, уплыв далеко от проруби, Павел Петрович заблудился и чуть не погиб подо льдом. Его спасла выдержка. Он не запаниковал, когда начались судороги. Сориентировался. И все-таки выплыл.
Верная Розалия
Высокого красавца Павла Кадочникова всю его творческую жизнь одолевали поклонницы. Предпринималось немало попыток разбить семью артиста. Но он оставался преданным супруге Розалии, с которой они были знакомы со времен театрального училища. Розалия оберегала Кадочникова от бытовых проблем. Ограждала от назойливых друзей, которые услужливо подносили одну рюмку за другой. Те, кто бывал у актёра в гостях, вспоминали, что, когда время близилось к полуночи, Розалия могла сказать: «Дорогие гости, а не устали ли вы от хозяев?» И все понимали — пора расходиться.
У пары был один общий сын, и еще они вместе воспитывали старшего сына Кадочникова, который родился у него в ранней молодости. Юноша пришел в дом артиста, когда ему было 14 лет. Розалия приняла его как родного.
Обет молчания
Актерская карьера Кадочникова складывалась на редкость удачно. Его осыпали государственными наградами, он купался в обожании зрителей. Все оборвалось в середине 50-х. Поводом стал звонок из центральной газеты. Попросили дать комментарий. Журналист спросил, как популярный артист относится к предложению реформировать школьное образование. Реформы, о которых услышал Кадочников, не произвели на него впечатление. Наоборот, показались ему вздорными. И он в сердцах сказал: «Что за идиот это придумал!?» «Идиотом» оказался Никита Хрущев. Комментарий в печать не вышел, но кто-то постарался, чтобы эти слова дошли до Хрущева. В ответ пришло негласное указание — Кадочникова больше не снимать. И артист остался без работы.
На фоне нервных переживаний у него пропал голос. Обратились к врачу. Сказали, поможет операция, но после этого год надо будет молчать. Вообще не говорить, если артист хочет потом вернуться в профессию. И Кадочников, как когда-то набивал себе в сапоги шишки ради достоверно сыгранных переживаний героя, так и сейчас оказался максималистом — за целый год не произнёс ни слова. Даже дома с близкими. Все это время он много читал, писал. И через год вернулся в профессию.
Но, увы, беды на этом в его жизни не закончились. Когда Кадочников находился на съемках, ему сообщили, что погиб младший сын Петр. Трагическая, случайная смерть — мужчина упал с высокого дерева, получил черепно-мозговую травму. И скончался в больнице, не приходя в сознание. Как вспоминали очевидцы, услышав это, Павел Петрович не побелел, а посерел. Ему предложили перенести съемки. Он отказался. И попросил принести ему рюмку коньяка. Это был единственный раз, когда за свою многолетнюю актерскую карьеру он позволил себе выпить перед съемкой.
Пережил Кадочников и своего старшего сына Константина, который скончался от инфаркта. Самого артиста в последний пусть в 1988 г. провожала верная Розалия. Павел Петрович скончался в 73 года от острой сердечной недостаточности. Когда-то в техникуме Розалии предложили взять шефство над Кадочниковым. Молодой человек был импульсивным, эмоциональным. А Розалия — рассудительной. Это шефство она пронесла через всю их совместную жизнь, в которой они пережили как великое горе, так и большое счастье.