Народная артистка РФ, лауреат Госпремии России, прима-балерина Большого театра Светлана Захарова рассказала «АиФ», что её поддерживает в нынешней ситуации.
Большой и совсем пустой
Ольга Шаблинская, «АиФ»: Светлана, в начале апреля в концерте «Мы вместе» в Большом театре, целью которого было выразить благодарность врачам в это непростое время, вы исполнили номер «Откровение». Что почувствовали, когда после долгого перерыва пришли в родной дом, который сейчас для вас закрыт?
Светлана Захарова: В Большом тогда было очень пусто, там и сейчас только некоторые службы работают. Я зашла в любимый репетиционный зал, чтобы разогреться, — в нём не было жизни, он был просто ледяной. Но я зажгла свет, начала заниматься, и такое возникло ощущение... Грустное. Все репетиционные залы, раздевалки артистов — везде полная тишина. Потом, когда попала на родную сцену, там уже монтировали декорации, настраивали свет и звук — всё было привычно, как и должно быть в театре, когда вовсю кипит работа. Единственное, что напоминало о пандемии, — все ходили в масках и перчатках.
Вы упомянули «Откровение»... Эту композицию можно танцевать по-разному. В этот раз я танцевала о надежде: человек борется за жизнь, проходит через многие сложности. Но у каждого всё равно должен быть свой луч надежды. Мне хотелось передать людям: нельзя унывать, нужно бороться.
Во время выступления я чувствовала, что на меня смотрят миллионы людей: всё-таки прямой эфир имеет свою особую энергетику, камера есть камера. Но когда станцевала свой номер, увидела пустой зал, в котором не зазвучали привычные аплодисменты во время поклона, внутри у меня всё сжалось. В это мгновение я подумала: когда же снова мне удастся выйти на эту сцену?
— Что искусство может сейчас дать людям, оказавшимся в самоизоляции? Может ли оно как-то поддержать?
— Может, конечно! И оно поддерживает. Большой театр практически с начала изоляции проводит прекрасную акцию на своём YouTube-канале: транслируются спектакли, ранее снятые и показанные в кинотеатрах по всему миру. Первым было «Лебединое озеро». Количество просмотров — 1,5 млн! Дальше — «Спящая красавица». Я в обоих спектаклях танцевала главную партию. Мне присылали отзывы: от «Как же это красиво, теперь мне захотелось увидеть балет вживую» до простого «Браво!». Это было для меня одним из приятных, мощных моментов во время самоизоляции. Искусство очень влияет на настроение, у людей поднимается дух. Спектакли посмотрели даже те, кто вообще никогда не видел балет по ТВ, не говоря уже о том, что они в жизни не были в Большом. Недавно показали гениальный балет Григоровича «Спартак» и современную постановку Посохова «Герой нашего времени» также с моим участием.
«Балет может заманить, а может и отторгнуть»
— Эти трансляции Большой делает бесплатно?
— Абсолютно. Я очень счастлива, что всем понравилось. Ведь балет — такое искусство, которое может и заманить внимание человека, а может и отторгнуть. Поэтому интерес зрителей даёт мне стимул оставаться в форме и заниматься каждый день дома, несмотря на многие сложности.
— Вы сказали, что балет может отторгнуть внимание зрителя. Что же в спектакле может быть такого, чтобы он вызвал у человека такую реакцию?
— Это как с кино: плохой фильм мы выключаем, а гениальную картину пересматриваем десятки раз. В балете очень многое зависит от качества исполнения. Если вас завораживает происходящее на сцене, вы получаете заряд энергии и эмоциональный подъём. В этом случае вы захотите снова прийти в театр, чтобы получить новую порцию положительных эмоций. И наоборот: если человеку скучно во время спектакля, он только и думает: «Скорее бы всё закончилось!» А выйдя из театра, решит: не моё.
— Вы обмолвились, что занимаетесь дома...
— Сейчас у артистов нет возможности заниматься в театре, весь балетный мир на изоляции. Признаюсь, очень трудно оттого, что не знаешь, когда всё это закончится, когда театр откроет свои двери хотя бы нам, артистам... Поэтому самое сложное сейчас — без какой-либо мотивации поддерживать себя в форме. Так что концерт в поддержку врачей «Мы вместе» стал для меня глотком свежего воздуха.
Я не даю себе поблажек, самоизоляция — это не отпуск. Стараюсь держаться графика, просыпаюсь рано, привожу себя в порядок, занимаюсь в домашнем балетном зале по Zoom, вместе с коллегами из театра делаем утренний класс. Не позволяю себе расслабиться, просто поваляться в постели, понежиться. Это касается и еды — стараюсь дисциплинированно придерживаться того же рациона, что и в обычное время. Но, как ни крути, всё равно форма постепенно теряется — и сценическая, и физическая, потому что той нагрузки, которая есть сегодня, недостаточно для профессионального артиста. Нет репетиций, нет спектаклей. Так что, когда мы вернёмся в Большой, кто знает, сколько ещё времени понадобится, чтобы труппа восстановила прежнюю форму.
Роскошь общения
— Вы ведь сейчас ещё и за учёбой дочери должны следить. Многие родители сходят с ума: Zoom-уроки, домашку сфотографировать и отослать учителям.
— Да, нагрузка сейчас очень большая. Самое страшное — стать врагом для своего ребёнка во время изоляции. Как только заканчиваются уроки онлайн, нужно делать домашнее задание, чего дети не очень-то любят и в обычной жизни. А тут ещё тяжелее — сидишь за одним столом весь день. Также Аня занимается художественной гимнастикой в Центре Ирины Александровны Винер. Каждый день онлайн они с тренером и всей группой проводят тренировки: ОФП по полной программе, работа с предметами. Дальше — занятия по вокалу или с педагогом английского. И всё это не выходя из дома. У бедного ребёнка практически не остаётся времени на свои детские увлечения. Иногда случались моменты, когда все уже были на пределе.
— А что вас сейчас поддерживает, радует?
— Радует, что мы успели провести VI фестиваль детского танца «Светлана», посвящённый 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Это был грандиозный, красивый гала-концерт, где приняло участие около 800 детей. Зрители плакали в зале, когда дети проникновенно танцевали про войну! Ребята, которые не видели войны и дай Бог не увидят, рассказывали в своих танцах о таких же ребятах как они, о сверстниках, которые сражались за мир, гибли на войне и которые навсегда потеряли свое детство. Нынешнему поколению все меньше и реже рассказывают про тот драматичный период в нашей истории, но благодаря своим педагогам, руководителям, которые готовились к фестивалю вместе с детьми, ребята так прониклись военной темой, что просто заставляли зал рыдать!
Потрясающе были исполнены номера, это было что-то феноменальное. На фестивале как всегда были представлены совершенно разные коллективы, наши знаменитые профессиональные балетные школы, которые показали классику. Московская академия хореографии, хореографическое училище им. Лавровского, Школа ансамбля имени Игоря Моисеева традиционно показали свой высший класс. Они с первого фестиваля нас поддерживают. Академия Бориса Яковлевича Эйфмана, представило своих выпускников и Московское хореографическое училище при МГАТТ «Гжель» — все были, как всегда, на высоте. Более двадцати коллектив из разных регионов нашей огромной страны приняли участие в фестивале «Светлана». Все они показали свой высокий уровень. Наши юные ведущие Аня Репина и Гена Перевердиев, которые уже несколько лет ведут фестиваль, имели успех как у взрослых зрителей так и у детей. Наш фестиваль детского танца, как всегда, получился светлым, радостным, улыбчивым, несущим хорошее настроение. 1 мая его показали на канале «Культура».
Радует моя семья. С одной стороны, самоизоляция — это сложный момент. Но он нам с Вадимом (супруг балерины — известный скрипач Вадим Репин. — Ред.) дал возможность наконец-то всё время, 24 часа, видеть друг друга, общаться не по телефону, не СМС. Плюс ещё у нас питомец появился — котёнок породы русская голубая. Такой роскоши за долгое время — чтобы вся семья находилась месяц в одном месте, под одной крышей — у меня в жизни ещё не было.