Балагурам прощают все. Психологи об оправдании поступка Ефремова

Актер Михаил Ефремов перед началом спектакля «Дюма» по пьесе Ивана Охлобыстина в театре «Современник». © / Сергей Пятаков / РИА Новости

Россияне уже несколько дней не перестают обсуждать ДТП с участием народного артиста России Михаила Ефремова. Зрители разделились на два лагеря: кто-то актера жалеет и даже предполагает, что ему нужна помощь. Другие осуждают и призывают дать Ефремову реальный срок.

   
   

АиФ.ru спросил психологов, почему люди часто оправдывает пьянство и неблаговидные поступки селебрити, но осуждают за них же простых россиян — своих соседей, друзей, коллег и родственников.

Татьяна Зудова, психолог, эксперт по работе с алко- и наркозависимыми людьми, Челябинск: Не осуждают Ефремова многие из-за того, что он на виду, народный любимец, весельчак. И это причина их лояльности. То есть человеку очень сложно принять тот факт, что его любимый актер, добрый, весёлый, может плохо поступить.

Психика наша так устроена, что от негативной информации она защищается, не хочет принимать плохое. Вспомните, если кто-то из близких страдал алкогольной зависимостью, вы же до последнего верили, что он исправится, что он бросит пить! Также и здесь: люди не хотят верить, что «великий» человек мог совершить такой поступок. Они думают, что он случайно, он не ведал, что творил, он не мог, он не виноват. И ещё находят миллион разных оправданий. Но когда дело касается обычного выпивохи, Васи из соседнего подъезда, который, может, плохо пахнет, ходит небритый, в вытянутой рубашке — мы прямо не любим его, он нам неприятен, мы сторонимся его. А за что его, собственно, любить? Что выдающегося он сделал? По ТВ его не показывают, деньги он не зарабатывает, и машины у него наверняка нет.

Когда человек видит киногероя, он заблуждается. Он ведь артиста не знает: какой он, какими качествами обладает. Зритель видит красивую картинку в фильме и верит в нее. 

Но факт остаётся фактом: от действий народного любимца умер человек. И это не стоит оставлять без внимания.

Наталья Малышева, психолог, Краснодар/Москва:    
   

Да, в жизни всякое случается, и все мы допускаем ошибки, но когда ошибка стоит чьей-то жизни  это ужасно. Возникает вопрос о наказании виновника ДТП, ответственности в ведении расследования и раскаянии причастных.

«Казнить нельзя помиловать» — помните, все зависит от поставленной запятой?

А как же в реальной жизни? Почему кому-то все сходит с рук, а кто-то несет чрезмерное наказание?

Рассмотрим конкретный случай с актером Михаилом Ефремовым. Он любимец публики, весельчак и балагур. В Сети разразились нешуточные споры по поводу меры наказания. Одни требуют чуть ли не смертную казнь, другие предлагают и организовывают сборы семье погибшего, стараясь оправдать любимого актера.

Чаще всего вопрос о ДТП с известными людьми остается открытым для публики, так как он решается на уровне финансовой компенсации потерпевшей стороне и не предается огласке. Именно поэтому формируется ошибочное представление о безнаказанности знаменитостей и политиков. Даже сама потерпевшая сторона не стремится признаться публично, что взяла деньги и отказалась от своих требований и от правосудия. И нужно понимать, что многие актеры, политики берут вину на себя, рассчитывая на снисхождение публики, покрывая своего водителя и не показывая его. 

То, что Михаил Ефремов злоупотребляет алкоголем, давно не секрет. Но многие оправдывают его пристрастие, ссылаясь на нервную профессию. Кстати, это прощается большинству звезд. Люди уверены, что многие роли без спиртного сыграть невозможно. Сформировалось четкое убеждение, что человек творческий всегда должен себя чем-то стимулировать. Многие классики были алкоголиками и наркоманами, но создавали шедевры: расширяли свое сознание с помощью пагубных привычек. Потому бездарного соседа стараются спасти, отправляя на лечение, а талантливому актеру подлить, чтобы родился очередной шедевр!

Людмила Зверева, практический и клинический психолог, Ростов-на-Дону:

Работа на камеру требует от актера больших энергетических вложений, немалого количества эмоций и переживаний, чтобы показать их зрителю.

И мы, общество, тех, кто нам нравится, кто нас порадовал с экрана, прощаем. Извиняем им вредные привычки, объясняем это тем, что актёр тоже человек, что ему надо расслабляться.

Но важно понимать, что алкоголизм и наркомания не могут и не должны оправдываться обществом. Это болезнь и путь в никуда: распад личности, создание токсичных отношений с окружающими, в тяжелых случаях это преступления и смерти. Вне зависимости от социального положения, уровня известности зависимые в итоге получают проблемы со здоровьем, в семье и карьере.

Опасность алкоголизма как болезни в том, что сам больной не понимает всей сложности вследствие изменений личности. А окружающие не замечают или предпочитают не замечать проблему. В такой ситуации нужно понимать, что чуда не будет и без участия психологов и наркологов проблему не решить.

Важно понимать, что лечение зависимостей — проблема комплексная, нельзя просто пройти детокс и полноценно вернуться в общество. Под зависимостями обычно скрывается серьезная психическая проблематика.

Кумир 90-х Курт Кобейн, страдавший от наркотической зависимости, однажды утром закончил свою жизнь, выстрелив в голову. От наркотиков погибла Уитни Хьюстон. Есть и еще примеры... Можно предположить, что к употреблению запрещенных веществ их подтолкнули внутренние страдания. А если бы они раньше признали свою проблему и обратились за помощью к специалистам?

Многие начинают выпивать, потому что не чувствуют себя реализованными, понятыми, принятыми семьей, коллективом, им сложно жить, проще выпить, чем наладить это взаимопонимание. При лечении зависимостей нужно оказывать помощь не только больному, но и его близким, потому что роль семьи в таких ситуациях очень важна, ведь сам зависимый чаще всего некритичен к своему поведению и его последствиям.

Екатерина Трофимова, психолог, кандидат наук, член Европейской Ассоциации психологов (Ростов-на-Дону):

Играет большую роль, что человек известный. Когда смотришь фильмы с участием популярного героя, то идентифицируешь артиста с собой и близкими людьми. Получается, он как свой, родной, как герой добрых мультиков и сказок — Хрюша, Иванушка-дурачок.

А народ склонен давать шанс Хрюшам и Иванушкам-дурачкам. Они ведь как будто свои.

Людям жалко потерять удовольствия, которые они получали благодаря этому человеку. Жалко потерять возможность следить за карьерой популярного артиста, не увидеть новых фильмов с его участием. Это эгоизм — человек думает, что теперь он потеряет возможность получить удовольствие от его игры.

Еще один фактор — зависимость нашего народа. Есть традиция выпивать на всех праздниках и торжествах. И поэтому каждый, кто грешил этим, думает: на его месте мог быть и я.

Жалость — желание спасти человека, который оказался в роли агрессора, она опасна. Это угроза самому оказаться жертвой.

Есть определенные правила, которые помогают обществу сохранять целостность, здоровье. Если мы будем жалеть, идти на уступки людям со статусом, то, соответственно, мы расшатаем эти правила, границы, которые сами же и построили.

Многие правила и последствия их нарушения — это все то, вокруг чего зиждется социум, и то, что социуму позволяет быть безопасным.

Ирина Савенкова, психолог, Волгоград:

Я не думаю, что есть те, кто станет признавать Михаила Ефремова невиновным. И не думаю, что тут речь идёт о толерантности и сочувствии именно к алкоголикам. Скорее, у некоторых людей есть любовь к нему как актёру, которая возникла задолго до этого поступка. А любовь ослепляет. Любовь — эмоция, из-за которой мы всё прощаем, не тестируем реальность. Вспомните, например, матерей, чьих детей обвиняют в тяжких преступлениях. «Он не мог», «он хороший», «он невиновен», «я знаю его хорошим мальчиком»: вот что, скорее всего, услышим мы. Это типичная эмоциональная история по отношению к тем, кто действительно близок.