«Асса» и её создатель. Скончался режиссер Сергей Соловьев

Народный артист России, режиссер Сергей Соловьев. © / Алексей Витвицкий / РИА Новости

В Москве на 78-м году жизни скончался кинорежиссер, сценарист, народный артист России Сергей Соловьев. Об этом сообщает «Интерфакс» со ссылкой на источник в окружении Соловьева. Причиной смерти собеседник агентства назвал тяжелую болезнь.

   
   

В январе 2020 года Соловьев попал в реанимацию в одной из московских клиник после того, как перенес ишемический инсульт. Его состояние оценивалось как крайне тяжелое.

В 1980-х годах Сергей Соловьев оказался одним из глашатаев перестройки. Тогда Советский Союз менялся прямо на глазах. На виду были «новое мышление», перестройка, гласность, Михаил Горбачев, но перемены ощущались буквально везде, тем более в кино. В 1986-м прошел знаменитый V съезд кинематографистов, который позже назвали «репетицией перестройки», с полок достали положенные туда еще при Брежневе картины. И не просто достали, а показали их всем желающим. Кроме того, началось то, что позже получит презрительное прозвище «перестроечное кино»: попытка советских кинематографистов играть на том поле, на котором всегда лучше играл Голливуд. Но одним из главных фильмов этой эпохи неожиданно оказалась «Асса» Сергея Соловьева.

Соловьев к моменту выхода «Ассы» был весьма именитым кинорежиссером. Он родился 25 августа 1944 года в Карелии, где служил его отец, а рос в Северной Корее, куда отца перевели по службе после войны. В конце 1950-х Соловьев уже жил в Ленинграде и однажды даже сыграл в Большом драматическом театре: режиссер Игорь Владимиров нашел 14-летнего подростка прямо на улице и пригласил его на роль в своем спектакле «Дали неоглядные». Сам Соловьев вспоминал, что решил стать режиссером после фильма Михаила Калатозова «Летят журавли». В 1962-м он поступил на режиссерский факультет ВГИКа (мастерская М. Ромма и А. Столпера), а после выпуска оказался на «Мосфильме».

Его дебютом стал фильм «Егор Булычов и другие» (1971) — экранизация одноименной пьесы Максима Горького. Потом вышел «Станционный смотритель» по повести Пушкина. Эта картина была представлена на фестивале телефильмов в Венеции и получила Гран-при.

В принципе, Соловьеву везло с призами международных кинофестивалей. За драму о подростках «Сто дней после детства» он получил режиссерского «Серебряного медведя» на Берлинском кинофестивале, а также Госпремию СССР и премию Ленинского комсомола. Продолжение «Ста дней...» — фильм «Спасатель» — было отмечено специальным упоминанием жюри в Венеции. Там же, в Венеции, получила спецприз и картина «Чужая белая и рябой». Кроме того, Соловьев дважды — уже в 1980-х — был членом жюри Венецианского кинофестиваля.

   
   

Ну а в 1988-м он выпустил «Ассу», ставшую символом перестройки и позднего СССР в целом.

«Когда я снимал „Ассу“, я хотел сделать образцовый „индийский“ фильм, — рассказывал Соловьев в интервью «АиФ». — А в индийском фильме есть свои клише: там, как известно, поют и танцуют. И мне посоветовали: а ты поезжай в Ленинград, там сейчас ребята круто поют. Я поехал, был совершенно очарован ими и действительно подружился с Цоем и Гребенщиковым».

Советская рок-музыка тогда только прокладывала дорогу к массовому слушателю. Вышли первые официальные пластинки «Машины времени», уже разрешили издавать альбомы западных рокеров, а в 1987-м Алексей Учитель снял документалку «Рок», где рассказал о ленинградских рок-музыкантах. Но именно «Асса» открыла «Аквариум» и «Кино» для всех.

Конечно, этот фильм был не совсем про перемены, которых требовали чьи-то сердца. Это в чем-то обыденная криминальная история, когда авторитет (его играл Станислав Говорухин) из-за девушки (многолетняя муза Соловьева — Татьяна Друбич) гробит жизнь хорошего парня Бананана (художник и музыкант Сергей Бугаев).

Но музыкальная часть — хотя бы «Старик Козлодоев» и «Город золотой» в исполнении «Аквариума» — затмила сюжет напрочь. А финальная сцена в парке, где Цой и «Кино» пели «Перемен» на фоне тысяч зажигалок, и стала символом перестройки, затмив любые инициативы советского правительства.

«Асса» попала в нерв общества и стала ценной сама по себе. Но Соловьев выпустил два продолжения: как и в случае со «Ста днями...», он продолжал мыслить трилогиями. Но успех фильмов «Чёрная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви» и «Дом под звёздным небом» не шёл ни в какое сравнение с успехом «Ассы». Наступала другая эпоха, у которой были совсем другие приоритеты.

Сергей Соловьев продолжал снимать и после распада СССР. У него вышли «Три сестры» и «О любви» по Чехову, картина «Нежный возраст». В 2009-м он представил продолжение «Ассы» — «2-Асса-2», которая вместе с экранизацией «Анны Карениной» тоже была частью отдельной -логии. Его фильм «Ке-ды» в 2016-м открывал ММКФ, на котором Соловьеву был вручен почетный приз за вклад в мировой кинематограф.

«Талант человеческий, индивидуальность — вот главная, уникальная ценность общества, которую ему надо беречь. Если общество, конечно, хоть чего-то соображает и хочет себя спасти. И это единственная ценность, которую я знаю на данный момент. Всё остальное — пена», — говорил Соловьев в интервью.

Его талант, разумеется, сомнению не подлежит. Даже если бы Соловьев не снял «Ассу», он всё равно остался бы одним из самых заметных постановщиков отечественного кино. Но «Ассу» он снял — и поэтому вошел в число лучших.