Артём Волобуев: «Для меня дуракаваляние стало работой»

Артём Волобуев. © / www.globallookpress.com

Уже два года на сцене МХТ имени А. П. Чехова идёт дебютный спектакль Александра Молочникова «19.14», рассчитанный на взрослую аудиторию, но больше всего поражающий девочек и мальчиков от 14 до 19 лет. Ровно год назад режиссёр выпустил новую постановку «Бунтарей», смешав в ней народовольцев с декабристами, а Пушкина с советским роком — и снова зал полон молодёжи. Что может заставить сегодняшних подростков выйти из социальных сетей и штурмовать театр в поисках лишнего билета? Наверное, об этом могут рассказать только они сами или герои спектаклей. АиФ.ru предложил шестнадцатилетней Полине Колесниченко сделать «подростковое интервью» с Артёмом Волобуевым, актёром театра и кино, исполнителем главных ролей в спектаклях «19.14» и «Бунтари».

   
   

«У кого-то крышу сносит, кому-то кажется, что родители во всём не правы»

Полина Колесниченко, АиФ.ru: Артём, а вы сами помните себя в шестнадцать?

Артём Волобуев: Да, в шестнадцать-семнадцать лет я заканчивал школу и поступал в свой первый институт, в Политех. Ездил в колхоз собирать помидоры на целый месяц. Там с помощью гитары стал известным парнем, и потом, когда мы вернулись в институт, меня сразу сделали старостой.

— Кажется ли вам, что подростковый возраст действительно трудный?

— Раньше не казалось, сейчас кажется. Когда я встречаюсь с людьми лет 14-16, оказывается, что они ставят перед собой такие вопросы, которые и я когда-то ставил. Только я тогда на это не обращал внимания. Такое время, когда человек начинает себя обретать в этом мире, понимать, кто он и что он. У кого-то крышу сносит, кому-то кажется, что родители во всём не правы, остальные думают, что они очень свободны, чрезмерно легки и никому в этой жизни ничего не должны. А потом уже приходит осознание.

Московский Художественный театр. Постановка «Белоснежка и семь гномов». На переднем плане Артём Волобуев. Фото: www.globallookpress.com

— А вы лично знакомы с конфликтом отцов и детей?

— Наверное, нет. Мне повезло: я вырос в прекрасной семье, был окружён заботой и любовью. Папа, мама, бабушки, дедушки, сестра, собака — полный набор, всё было замечательно. Самый большой конфликт произошёл, когда меня родители засунули в музыкальную школу на класс фортепиано. Я не хотел, совершенно не хотел этим заниматься! Мне казалось, что пацану надо что-то другое, хотя бы гитара. Почему пианино?! Два часа в день надо было сидеть, пока мои в футбол играли... Вот тогда у нас был конфликт. Я изо всех сил пытался бросить музыкальную школу, родители изо всех сил пытались меня там удержать. Политех — это тоже желание родителей. Они сами инженеры и были уверены, что вначале надо стать человеком и получить нормальную профессию, а потом уже заниматься всяким актёрством, потому что это вообще не профессия, а ерунда какая-то.

   
   

«Казалось, что она такая одна. Но потом была и Вторая Мировая...»

— Многие из моих ровесников уже не раз ходили в МХТ на спектакль «19.14». Я, например, никогда, даже в детстве, не плакала ни в театре, ни в кино, а тут просто не могла остановиться... Как вы думаете, почему он так действует именно на нас, подростков?

— Это очень интересно, действительно... Я даже так сходу не смогу ответить. Наверное, дело в том, что у нас нет нравоучений: «Вот это — плохо, а вот это — хорошо, поэтому делай так». В «19.14» вопросов много, ответов ноль. Я рос в городе боевой славы, и мы про войну — Великую Отечественную, само собой — знаем понаслышке, но впитали весь этот ужас ещё тогда. А сейчас не каждый молодой человек или девушка смогут сразу ответить, когда началась Вторая мировая и когда закончилась, кто с кем воевал, кто кого победил. Хотя живы очевидцы и ветераны! А Первая мировая война, про которую и поставлен спектакль, ещё дальше! Кого она, по сути, может тронуть? Тем более, что в нашем спектакле даже нет русских, только французы и немцы. Но, мне кажется, в этом и есть его мощь. Не важно, кто ты: пожилой или молодой, француз или русский. Само понятие войны настолько ужасающее и жестокое... А ведь на войну шли, как на праздник: вот мы сейчас быстренько повоюем и вернёмся победителями! А это «быстренько» затянулось на несколько лет. Потом, после изобретения оружия массового уничтожения все были уверены, что такого умопомешательства больше не может быть!.. Но мы знаем, что было дальше.

Актёры Артём Быстров, Ростислав Лаврентьев, Артём Волобуев, Михаил Рахлин и Иван Ивашкин (слева направо) в сцене из спектакля «19.14» в МХТ им. А.П. Чехова. Фото: РИА Новости/ Максим Блинов

— Первую мировую ведь сначала называли «Великой войной» в расчёте на то, что этот ужас больше не повторится...

— Да. Казалось, что она такая одна. Но потом была и Вторая мировая, и по сей день войны продолжаются. А наш спектакль даёт этакую инъекцию: «Остановитесь сейчас, присядьте, задумайтесь. Вот она, война».

— Как вы думаете, кому этот посыл больше адресован?

— Мне кажется, обществу в целом. Разумеется, мы думали, кто же наша аудитория. В большинстве своём это молодые люди. Но и взрослые, бывалые тоже сидят. У нас были Лунгин, Звягинцев, Хабенский. Они потом подходили к нам, говорили какие-то удивительные слова. Несколько месяцев назад пришла Вера Полозкова и сказала: «Я плакала».

«Я устроил свой упорядоченный хаос»

— Спектакль «Бунтари» кажется очень созвучным нашему мироощущению. Возможно, потому, что весь построен на музыке: Цой, БГ, Кинчев, Чистяков тоже становятся участниками представления. А на какой музыке росли вы?

— На бардовской. У меня оба родителя — барды, поэтому детство прошло на фестивалях авторской песни и туристических слётах, около костров. Вскоре мы всем семейным квартетом стали лауреатами Грушинского фестиваля. Была ещё, конечно, музыкальная школа со своим багажом классических произведений плюс какой-нибудь «Наутилус». Помню, я очень любил выставлять колонки в окно и слушать.

Актёры Артём Волобуев, Иван Ивашкин, Юрий Кравец, Павел Ворожцов и Артём Соколов (слева направо) во время прогона рок-спектакля режиссёра Александра Молочникова «Бунтари». Фото: РИА Новости/ Евгения Новоженина

— И «19.14», и «Бунтари» поставил Александр Молочников, режиссёр, который по возрасту ближе к нам, подросткам. А что он привнёс в ваш актёрский опыт?

— Много чего. Сумасшествия какого-то. Я по жизни педант и, как мне кажется, внутри себя очень структурирован. И я знаю, скажем, что если надо сыграть так, то нужно взять одну краску именно с этой полки, другую — с той и так далее. Молочников доказал, что всё это чушь. И надо устраивать хаос, ведь именно из него рождается самый сок! Мне это до сих пор непонятно. Я устроил свой упорядоченный хаос, всё ещё пытаюсь удерживать всё под контролем. А Александр ничего не боится. Ну, допустим, в начале режиссёрского пути он о каких-то препонах и сложностях не знал, шёл, как слепой котенок, наугад, но очень смело и вперед. Но сейчас- то он опытный! А продолжает двигаться так же. Как на сцене, так и вне театра. Это меня поражает.

— И последний вопрос: что бы вы могли посоветовать нам, нынешним старшеклассникам? Тем, кто сейчас стоит перед выбором: как быть, кем стать.

— Знаете, я над этим тоже недавно думал. Возможно, в каком-то фильме услышал фразу: «Людям в шестнадцать лет нужно сделать выбор на всю свою жизнь». Это удивительно трудно, почти что невозможно! Мне понадобилось четыре года в политехклассе, а потом четыре года в политехническом институте, чтобы понять, что это совсем не моё! И я иногда жалею, что у меня просто так пропало несколько лет из жизни. С другой стороны, я много чего интересного узнал. Но как сделать выбор в шестнадцать лет? Ты полагаешься на знания, опыт, авторитет родителей... А они-то откуда знают? Я сейчас понимаю, что родители мои были примерно в моём возрасте, когда я оканчивал школу! Да я сам про себя не так много знал. Но мне кажется, что главное не быть категоричным. Делай, что должен, и будь, что будет. После отработки разных вариантов придёт что-то хорошее. А советов каких-то в стиле «а прочитайте-ка Детство. Отрочество. Юность» я давать не буду. Слушайте родителей и своё сердце. Влечение — это всё. Очень круто, если хобби вдруг станет делом жизни. Для меня вот дуракаваляние стало работой. И это здорово, я счастливый человек!