«Дома я употребляю только 6 слов».
Писателю Аркадию Инину 2 мая - 75. Накануне юбилея он поделился с «АиФ» своими остроумными мыслями...
«Я вижу твои трусы»
Я в своё время ругал ненавистную советскую власть. С восторгом воспринял перестройку. Ходил на все собрания: ура, ура, ура! Пел вместе с Цоем: «Переме-ен, мы ждём переме-ен!». В общем, был абсолютно такой же, как и подавляющее большинство советских людей. Все верили, надеялись... Но только теперь понял, какой я был идиот! Да, советская власть была огромным злом. А сегодняшний строй - тоже огромное зло! Если из двух зол выбирать меньшее, я выбираю советскую власть. Есть замечательная байка. Всегда считалось, что Моисей вывел евреев из Египта и 40 лет водил их по пустыне, чтобы вымерли поколения рабов.
Сегодня новая версия. Моисей водил евреев по пустыне, чтобы умерли те, которые ещё помнили, что там, в Египте, было, в общем-то, не так уж и плохо... Так неужели кто-то ждёт, когда помрут те, кто помнит ещё, что при советской власти было не так уж плохо?.. Но мы живы и помним! При советской власти тоже были жулики, «цеховики», подпольные миллионеры. Но они жрали икру под одеялом и золото закапывали в огородах. А сегодня эти негодяи разъезжают на бентлях-шментлях, строят особняки напоказ и просто издеваются над народом.
Что думаю про новый юмор, спрашиваете? Есть мнение, что «Камеди клаб» - это так современно, мол, не чета всем советским юмористам. А на мой взгляд, это гадость и пошлость. И вовсе не сейчас придумано! 1976 год. Делегация кинематографистов едет на фестиваль в Филадельфию. Хозяева хотят порадовать гостей: «У нас в Америке новая форма юмора: «стэндап камеди», надорвёте животики от смеха».
Приводят нас в клуб небольшой. Накурено страшно, все пиво пьют. На сцену выходит тощий человек, вихляющий задом. И начинает: «Привет, подонки!» Мы, советские люди, смущённо вжимаемся в кресла. А зал хохочет. Он продолжает: «Билли, ты опять с этой толстозадой тёлкой пришёл?» Мы вообще не знаем, куда от неловкости деваться. А зрители помирают со смеху. Через 30 лет я прихожу по приглашению в «Камеди клаб». Вижу Пашу Волю, который удивительно похож на того вихлястого и который тоже говорит: «Ты чего, Сонька, пришла трясти своими сиськами?» Нет, со мной Воля более уважительно общался, я же старикашка всё-таки. А всякие «фабричные» поп-звёздочки были счастливы, когда он им говорил: «У тебя такое декольте, что я отсюда вижу твои трусы». В общем, там это давно уже сдохло, а мы подхватили... Хотя отмечу объективно: Паша Воля и многие артисты «Камеди» талантливы, блестящие импровизаторы и великолепно музыкальные парни.
Вторая ошибка Бога
Я человек очень сентиментальный. Слезу из меня легко выбить. «Любовь и голуби» смотрю в тысячный раз - и снова смеюсь, снова плачу. Или когда в фильме по моему сценарию «Однажды 20 лет спустя» героиня Наташи Гундаревой в Новый год шьёт платье Снегурочки для дочки, которую обидели в детсаду, тоже слёзы текут. Хотя сам это написал.
Угадать, что насмешит зрителя, невозможно. Вспоминаю одну историю...
Приехали на «Мосфильм» кинематографисты из Дании, им показывали фильм Хуциева «Застава Ильича». Серьёзная такая картина. Там есть эпизод. Герой в трудную минуту жизни заходит на кухню, хочет попить воды, открывает кран, вода не идёт (потому что её отключили). Он закрывает кран, закуривает и уходит. Датчане безумно смеялись в этом месте. А мы не понимали, что происходит. После фильма за рюмкой водки осторожно их спросили: «А чего вы там смеялись-то?» - «Ну как же? Это же такой смешной трюк! Он открывает кран, а вода не течёт! Как такое может быть: кран открыт, а вода не течёт? Это гэг на уровне Чаплина!» И датчане снова начали гомерически хохотать... А нам, сами понимаете, было не до смеха...
Трудно написать смешное. Бывает, сижу, бью себя по башке, говорю, что я идиот. Чувство юмора иногда прячется. Но потом как-то выскакивает. Сейчас к юбилею выходит новая книга «Вторая ошибка Бога». (Это Фридрих Ницше так назвал женщину.) Несерьёзно-серьёзные размышления о женщине - с любовью и с улыбкой, конечно. Неисчерпаемая вы, женщины, тема! Вот, например, меня умиляет отношение женщины к технике. Ласковое такое. Называет кнопку «пипочкой», рукоятку - «рогулечкой», колесо - «кругляшечкой», а технический агрегат - «штучкой». Женщина внушает чайнику: «Давай уже, закипай! Уснул ты, что ли?» или уговаривает швейную машинку: «Ну миленькая, что ты застряла, ну строчи, пожалуйста!» В общем, разговаривает с ними, как с одушевлёнными. Ещё анекдоты про блондинок люблю. Почему на мониторе следы каблучков? Потому что блондинка пыталась войти в Интернет. Или почему блондинки не едят шоколад? Потому что у них изжога от фольги.
Я жене книжки свои дарю, но мнения её не знаю - мы не говорим о моей работе. Но, подозреваю, Инка смеётся не над моими шутками, а надо мной. Ну а как бы иначе она со мной прожила 53 года?! На мой взгляд, в семье невозможно существовать чересчур всерьёз. При этом у нас есть всё - и ссоры, и крики... Но умение всё-таки в итоге улыбнуться мне кажется очень важным... Инне обычно завидуют: «Вот у вас жизнь весёлая с таким мужем, хохочете с утра до вечера!» Она в ответ только удивлённо смотрит. Потому что я дома не то что не острю, а вообще не разговариваю! У меня шесть слов в обиходе: «Кто пришёл?», «Кто звонил?», «Что на обед?», «Что принёс сын из школы?», «Как там внук, не болеет?» И всё. Жена моя тоже не слишком разговорчива. Я по телефону болтаю больше, чем она. И мне так это в ней нравится!
Редакция «АиФ» поздравляет любимого писателя с юбилеем!
Смотрите также:
- Татьяна Устинова: «Мы потеряли чувство собственного достоинства» →
- Пропавшая жена и другие загадки: отрывок из романа «Исчезнувшая» →
- Аркадий Инин: «Гоню чувство помещика» →