Аристарх Ливанов: «Всю жизнь везло на роли мерзавцев»

Аристарх Ливанов. © / www.globallookpress.com

В советском кинематографе за ним закрепилось амплуа и манкое, и опасное одновременно: амплуа аристократа. А какие роли могут доставаться человеку с именем Аристарх? Особенно если имя это дано в честь деда — православного священника, расстрелянного в годы революции. Словом, судьба Аристарха Ливанова, который 17 марта отмечает 75-летие, оказалась предопределена.

   
   

Он много снимался все эти годы, пусть и не всегда в главных ролях. В его актерской жизни был и оглушительный успех, который принесла ему роль белого офицера Сержа Алексеева в фильме «Государственная граница», и просто крепкие работы. Так что на отсутствие зрительской любви Ливанов не жалуется.

Аристарх Ливанов в фильме «Государственная граница», 1980–1988 гг.  Кадр из фильма

На фестивале современного и актуального кино «Алафейская гора», который в конце марта пройдет в Тобольске, Аристарх Ливанов станет почетным гостем. По мнению актера, актуальный фильм — это тот, который отвечает на вопросы сегодняшнего зрителя. О том, какой он видит ситуацию в современном кино, артист рассказал «АиФ».

Ольга Шаблинская, «АиФ»: Аристарх Евгеньевич, многие мэтры сейчас говорят, что им приходится ради денег сниматься в средненьких сериалах. По-вашему, стоит идти на «понижение» исключительно ради зарабатывания денег? Особенно когда у тебя за плечами солидная фильмография.

Аристарх Ливанов: А куда денешься?! Но я пытаюсь выбирать компромиссные варианты. Да, не всегда бывают интересные «декорации». Но приходится играть и в них. Я здесь иносказательно выражаюсь, как вы понимаете. Но это большая проблема нынешнего кинематографа — отсутствие интересных ролей, сценариев. Времена изменились, и сильно.

А вообще, к этому вопросу я отношусь философски: сегодня роли есть, а завтра — нет. Но серьезных пауз у меня не случалось. Что удивляет, ведь у других артистов простои были.

У меня же каждый год выходило по несколько фильмов. Наверное, в 1995 только была одна картина.

   
   

— Пандемийный кризис, на который жалуются все актеры, на вас отразился?

— Конечно! Но я себе говорю так: что-то, наверное, и проплыло мимо. Но это было то, в чем мне играть не стоило.

Аристарх Ливанов выступает на творческом вечере. 1993 г. Фото: РИА Новости/ Галина Кмит

«Душите кого угодно, только не меня!»

— Леонида Броневого всю жизнь жизнь зритель ассоциировал с Мюллером, которого он сыграл в «Семнадцати мгновениях весны». А есть ли у вас такая роль, которая к вам «приклеилась»? Вы ведь снялись в огромном количестве фильмов...

— Наверное, это все-таки к вам, как к зрителю, вопрос. Но, если вы хотите мое мнение услышать, то, наверное, роль-визитная карточка — это поручик Алексеев в картине «Государственная граница».

Что же касается огромного количества фильмов, о которых вы говорите, то мне всю жизнь везло на роли мерзавцев, денежных воротил и злодеев.

— У вас есть объяснение, почему так?

— Видимо, нравится такое лицо режиссерам, именно с такой внешностью они видят подобных людей. По-моему, они заказывают тебе сыграть себя. (Смеется) Олигархам хочется выглядеть, как Аристарх Ливанов, крупным шишкам — как Аристарх Ливанов. (Смеется) Ну, а мне что остается? Играть.

Наверное, эти персонажи мне неплохо удавались, потому что я не терплю двуличия, подлости. Это правда. И поэтому играл подобных людей таким образом, чтобы вызвать эмоцию у зрителя, чтобы он тоже возненавидел эту категорию человечества и в самом себе даже зачатки непорядочности подавил.

— Одно время вы занимались общественно-политической деятельностью...

— Больше мне этого не надо. Я увидел такое количество противников, людей, которые готовы задушить меня только за то, что я чем-то хочу заниматься. Я сказал: «Душите кого угодно, только не меня».

— Я правильно понимаю, что это была организация «Россия — антитеррор»?

— Это было намерение объявить о создании такой организации. Но в начале самом ее задушили.

Причем то, чем я предлагал заниматься, нужно всем. Но столько повылезло... Ой... Неприятно даже вспоминать.

— Давайте о приятном, о хобби, например. Знаю, что вы охотник. Какой самый крутой ваш трофей?

— Два выстрела — два лося.

— Разве такое возможно?

— Такое было. Я охотник древний, охочусь с 1969 года. Получив первый гонорар, приобрел себе отличное ружье.

— А сегодня сколько у вас ружей?

— Я остерегаюсь говорить на эту тему. Почему? Потому что это наводка. Прочтут и скажут: надо его «ковырнуть».

Охотиться люблю один, мне компания в этом вопросе не нужна. Охота — это возможность уединиться.

Хотя я понимаю сегодня, что охота — эта все-таки забава прошлых лет.

— Почему? Потеряли к этому интерес?

— Знаете, что такое возраст? Вы не знаете, а я знаю.

К сожалению...