«Великого комбинатора» Арчила Гомиашвили до сих пор узнают на улицах, здороваются, просят автограф. Своей актерской работой он сумел попасть в «десяточку». Долгое время он жил за границей, но тяга к родине пересилила, и актер вернулся в Москву.
«АиФ»: Театралы говорят, что руководство театров, где вы выступали, писали на афишах после названия спектакля всего несколько слов: «У нас в гостях Арчил Гомиашвили. Только два дня». И в театре был аншлаг.
Арчил Гомиашвили: Да, пусть это нескромно, но тоже правда. Мой большой друг Армен Джигарханян может подтвердить, как я, играя в Тбилиси главную роль в знаменитом спектакле «Требуется лжец», прямо в гриме ехал на машине через Севанский перевал в Ереван и уже вечером играл эту же роль с их труппой в их театре. И так мотался не год и не два.
Вообще же мне очень везло на театры. Скажем, Русский драматический театр имени Грибоедова в Тбилиси... он всегда считался одним из лучших. Еще бы, на родине вождя должен быть самый талантливый театр и никак иначе. Создавать его Берия поручил вчерашнему генералу-политработнику Константину Шахазизову. Приказ Кремля был выполнен, и актеры и руководство театра с волнением ждали первых зрителей нового театра на премьерный спектакль «Из „Искры“...» Но волновались зря. В этот вечер зал был полон, был аншлаг. Но первый билет на спектакль купила маленькая сухонькая старушка — мать Иосифа Виссарионовича Сталина...
— Арчил Михайлович, ваша роль Остапа Бендера в «Двенадцати стульях» была первой ролью в кинематографе?
— К сожалению, многие тоже так считают, хотя моей первой ролью в кино был Ерошка в «Казаках». После того я сыграл еще во многих кинокартинах. Кстати, немало среди них было и военных ролей. Для меня образец человека и режиссера — Михаил Чиаурели, который снимал фильмы о Великой Отечественной войне. У него я даже сыграл Сталина. Но после 1953 года этого талантливого режиссера ссылают по личному распоряжению Хрущева в Сибирь за то, что он якобы своими фильмами утверждал культ личности.
Но этого человека не удалось сломить. После ссылки он вновь берется за режиссерскую работу и ставит фильм грузинского классика Цагарели «Иные нынче времена», где снимается его дочь Софико вместе со мной. Это одна из лучших моих ролей в кино.
— То есть роль в «Двенадцати стульях» была уже заранее предопределена Гайдаем для вас, любимца кинематографа?
— Ну уж если быть до конца откровенным, то кинематограф я не люблю. Ибо в кино меня все пытаются загнать в какие-то рамки. Не дать развиться творчеству.
Теперь об Остапе Бендере. Еще задолго (!) до съемок я вместе с режиссером Юрием Любимовым поставил мюзикл «Похождения Остапа Бендера» по «Золотому теленку». Мы подписали договор с Министерством культуры Грузии, и я с этим спектаклем одного актера (играл там все роли, включая Зосю), отправился на гастроли по стране. Вот там-то в Горьком на мой спектакль и пришли Гайдай с командой, которые приехали выбирать место для съемок.
Когда я пришел на собеседование к Гайдаю, то посмотреть на мою белую «бендеровскую» фуражку сбежалась вся съемочная группа. Увидев в окружении режиссера недоверчивые глаза, я развернулся и ушел. Навсегда. Позже мне присылали приглашения на кинопробы, но я не поехал. Потом узнал, что на роль Остапа Бендера взяли Александра Белявского.
После первого дня съемок «Двенадцати стульев» мне позвонил один из друзей и сообщил, что по старой актерской традиции главный герой в конце первого, трудового дня обязан для будущей успешной работы разбить тарелку, бросив ее на пол. У Белявского же она осталась целой...
Через пять месяцев ко мне приехал Гайдай и попросил согласиться на главную роль. Конечно же, дело было не в тарелке. Просто Сергей Филиппов Белявского переигрывал. И фильм получался не об Остапе Бендере, а о Кисе Воробьянинове. Поэтому я согласился. Мне было приятно общаться с таким великим актером.
— Однако вернемся к Остапу. На следующее утро после премьеры фильма вы проснулись знаменитым?
— Не просто знаменитым, а звездой кинематографа. (Смеется). Оказалось, что я попал в десятку лучших актеров нашего кино и был приглашен на прием в Совет Министров СССР. Вместе со словами благодарности мне посоветовали в Моссовете взять справку, что я как заслуженный артист имею право на дополнительную жилплощадь. И после получения этой справки я въехал в квартиру Светланы Аллилуевой.
Хотя перед началом съемок на «Мосфильме» в объединении Чухрая не обошлось без неприятных минут. Так, представитель Министерства культуры СССР задал Гайдаю вопрос, почему, мол, роль Остапа Бендера играет не русский актер, а грузин? «Так ведь Бендер никогда не был русским, — вступился за меня Чухрай, чем вызвал у представителя министерства легкое замешательство. — Остап, — продолжил Чухрай, — по его словам был сыном турецкоподданного, а мать кормилась нетрудовыми доходами». «Значит была проституткой, — после раздумий заметил «двигатель культуры» и, махнув рукой, сказал: «Тогда пусть играет грузин».
— Арчил Михайлович, приходилось ли вам встречать в своей жизни Остапов Бендеров?
— Не так давно ко мне обращался один из них — кандидат в Госдуму. Не желая унижаться, он у меня просил две тысячи долларов на избирательную кампанию. И если я отказал, то кто-то мог и согласиться дать ему требуемую сумму. И тогда-то у нас в парламенте может быть свой «Союз меча и орала».
— Этот год для вас юбилейный — 75 лет. Можно ли сейчас на минутку остановиться и взглянуть на свои прожитые годы. Вы счастливый человек?
— Да. Считаю себя очень счастливым человеком, ибо всегда в жизни делал только то, что мне было по душе. У меня много друзей. Счастлив я и тем, что вырастил, воспитал и дал образование своим детям. У меня есть любимая и любящая жена. А что касается творчества, то в 2000 г. я торжественно отпраздновал 30-летие создания фильма «Двенадцать стульев».
— Арчил Михайлович, вы известный сердцеед и в жизни, и в творчестве. Что бы вы могли пожелать настоящим мужчинам?
— На вопрос о том, кого он больше любит — брюнеток или блондинок, — настоящий мужчина должен ответить «ДА!!!» Это короткий, не грузинский тост, но все же тост за настоящих мужчин, которые и являются вашими главными читателями.
Народный артист Грузинской ССР Арчил Гомиашвили скончался 31 мая 2005 года и похоронен в Москве, на Троекуровском кладбище.
Смотрите также:
- Георгий Дронов: «Многие режиссёры решили для себя, что я актёр одной роли» →
- Олег Даль. Хроника пикирующего артиста →
- Юрий Яковлев мог сыграть Иисуса →