Анна Нахапетова: «Сцена Большого театра стала родной ещё до первого выхода»

Анна Нахапетова и ее дочь Полина. Фото: Из личного архива

Занимаясь у балетного станка, Аня стала балериной Большого театра, снималась с мамой и папой, а спустя много лет вышла на театральную драматическую сцену. О том, что любят балерины, тяжело ли быть дочкой своих родителей и, конечно же, о театральных премьерах наш разговор с Анной Нахапетовой.

   
   

Отцы и дети

«АиФ.Здоровье»: – Аня, задам вам прямой вопрос: вас в детстве ставили на табуретку и просили читать стихи?

А.Н.: – В этом не было необходимости. Мы с моей младшей сестрой Машей в детстве сами устраивали представления для родителей! Я все время писала какие-то сценарии и ставила их, устраивала целые театральные действа. Родители на такие мои порывы серьезного внимания не обращали и всегда были категорически против того, чтобы я шла в актрисы.

«АиФ.Здоровье»: – А на что обращали?

А.Н.: – На хорошие балетные данные. И в 3,5 года меня отдали в балетный кружок при Дворце пионеров. Когда же пришла пора поступать в Московское хореографическое училище, меня туда не приняли. И мы с бабушкой поехали в Ленинград поступать в Вагановское училище, куда я поступила с первого раза. А через 4 года мне удалось перевестись в Москву.

«АиФ.Здоровье»: – Родители помогли?

   
   

А.Н.: – Фамилия, вы имеете в виду? Были случаи, когда она мне и мешала. Мне никогда не давалось все просто! Я все станцевала только благодаря своим педагогам и своему упорству, преданности профессии и фанатизму. Даже когда я работала с мамой в картине «Одна война», всегда называла ее только по имени и отчеству, старалась не афишировать наше родство.

«АиФ.Здоровье»: – Но в съемочной группе наверняка знали, чья вы дочь…

А.Н.: – Нет! Когда я пришла на кастинг, второй режиссер и оператор ничего о нашем родстве не знали, я просто им понравилась, и меня утвердили.

У мамы очень серьезные требования, она – большой профессионал, работать с ней – и хорошая школа, и огромное удовольствие одновременно. В итоге после этой работы мы стали ближе, она поверила в меня как в актрису, и я могу с ней чем-то делиться, советоваться в профессиональном плане.

«АиФ.Здоровье»: – Кто для вас самый строгий критик?

А.Н.: – К мнению родителей я, конечно, прислушиваюсь. Папа меня всегда хвалит, чтобы я ни делала, а мама, наоборот, всегда видит погрешности. Слушаю того и другого, но выводы делаю сама.

«АиФ.Здоровье»: – А зритель?

А.Н.: – Мне, например, очень важно, чтобы во время моих сольных партий в Большом, особенно премьерных, мои родители и близкие друзья сидели в зале. Я чувствую от них поддержку и заряд. Но это только в балете, на драматические спектакли прошу никого не приходить, пока сама не позову. Мама, кстати, тоже, когда в первый раз играла спектакль «Под небом голубым» в Табакерке, никому ничего не сказала, а я случайно узнала об этом из Интернета и напросилась.

Балет! Балет! Балет!

«АиФ.Здоровье»: – Даже самый далекий от балета человек, знает, что танцевать на сцене Большого театра почетно и ответственно. А что испытали вы, когда впервые вышли на нее?

А.Н.: – Если честно, то ничего особенного. Дело в том, что первый раз я вышла на сцену театра оперы и балета в Ленинграде. У меня была крошечная партия солдатика в «Щелкунчике»: надо было пересечь сцену на пальцах. Вот это было волнение! Мама в Москве, а бабушка со мной в Питере… После каждого моего «пробега» они созванивались и диалог был один: «Не упала?» – «Не упала!» – «Ну слава Богу!». А потом я перевелась в Московское училище, и у нас была «производственная практика», мы танцевали на сцене Большого. Так что когда пришло время выходить в репертуарных спектаклях театра, эта сцена стала для меня родной и близкой.

Вера Глаголева (слева) и Анна Нахапетова со спутником. Фото Екатерины Чесноковой, РИА Новости

«АиФ.Здоровье»: – В каких спектаклях вы заняты сейчас?

А.Н.: – В основном я исполняю характерные номера в балетах, таких как «Спартак», «Коппелия», «Баядерка», «Спящая красавица», «Пламя Парижа» и других. В балете это афишные партии.

В драматическом театре, если ты хотя бы раз появляешься на сцене, ты есть и в афише, и в программке, а в балете не так, не все указываются в афише. Мне очень дорог спектакль «Нижинский», который поставил Михаил Леонидович Лавровский. Я буду всегда ему благодарна за то, что пригласил меня на одну из главных ролей. Этим спектаклем мы открывали Дягилевские сезоны в Париже.

«АиФ.Здоровье»: – Балерины, на мой непосвященный взгляд, – существа крохотные и неземные. Они такие тонкие, что кажется, любое неосторожное прикосновение к ним – и они разобьются…

А.Н.: – (Смеется.) Так о балеринах думают многие. Но, как видите, я вполне земная.

«АиФ.Здоровье»: – Пусть земная, но с большим списком запретов… Чего нельзя делать балерине?

А.Н.: – Да, наверно, все можно, но в разумных пределах. До рождения дочери я была жутким экстремалом: обожала американские горки, погружалась с аквалангом, носилась на скутерах. Очень любила кататься на лошадях, но однажды сильно упала. Сейчас, прежде чем что-то сделать, я сто раз подумаю.

«АиФ.Здоровье»: – А диеты?

А.Н.: – Балерины едят все! Зайдите к нам буфет – там есть и пирожки, и мороженое, и пирожные. Когда я училась в училище, проблема лишнего веса у меня всегда стояла. Я не представляла, как можно было съесть кусок белого хлеба, для меня это было что-то сказочно запредельное! А сейчас я его не очень-то и люблю. Для меня важна физическая нагрузка. Если я занимаюсь и много репетирую, нахожусь в форме. Стоит нагрузкам уменьшиться – все!

«АиФ.Здоровье»: – Во время беременности вы тоже себя ограничивали?

А.Н.: – Нет, тут я оторвалась! (Смеется.) Я поняла, что можно все, и поправилась на 20 килограммов! Зато после… 10 килограммов вообще не убирались! Когда Полине было 2 месяца, я вышла на работу, а через полгода уехала на гастроли, там и вернулась в прежнюю форму.

Драматические премьеры

«АиФ.Здоровье»: – Совсем недавно вы сыграли премьерные спектакли в проекте Валерия Яременко «7, 14, 21… или арифметика мужских измен». Говорят, это очень необычный спектакль…

А.Н.: – Необычна даже сама история, как я попала в этот спектакль. Как рассказывал Валера, он изначально задумал спектакль с элементами пластики. Ему нужна была танцующая актриса. В первом составе у него была актриса Мирослава Карпович, которая окончила школу-студию «Тодес». Но во время репетиций у нее начались съемки. Тогда жена Валеры Анна нашла меня.

«АиФ.Здоровье»: – Как балетную актрису, снимающуюся в кино?

 

А.Н.: – Не совсем. У меня до этого было два спектакля на драматической сцене. Когда Валера позвонил и предложил, я практически сразу сказала: да! После нашей первой встречи я жила этим спектаклем, каждый день читала пьесу, внутренне проигрывала ее. И на второй встрече знала текст практически наизусть. Я очень волновалась, но у Валеры так горели глаза, он так трогательно и смешно показывал, как нужно играть ту или иную сцену, что не повторить и подвести его было просто невозможно!

«АиФ.Здоровье»: – У вас есть еще одна премьера…

А.Н.: – «Три девушки в голубом». Я там тоже играю с Яременко, только с Кузьмой – маленьким сыном Валеры и Ани.

«АиФ.Здоровье»: – Просто перейти из балета в драму?

А.Н.: – Что вы! Первый опыт у меня был в Театре сатиры. Спектакль назывался «Люпофь». Я с детства снималась в кино, и мне казалось: что такого в том, чтобы выйти на сцену и сыграть?! Но оказалось, это не так. Когда меня успокаивали и говорили, что когда-нибудь я буду получать от этого удовольствие, я не могла в это поверить. Зато теперь, выходя на сцену в драматических спектаклях, я получаю огромное удовольствие!

Семейные ценности

«АиФ.Здоровье»: – У вас растет дочь Полина. Чему бы вы хотели ее научить?

А.Н.: – Порядочности и уважению к старшим. Но она, слава Богу, в свои 6 лет очень правильная! Так получилось. Нас с сестрой тоже специально ничему не учили, мы учились на примерах своих родителей. Так же и Полина: видит и учится. Она очень любит мою маму и многое впитывает от нее.

«АиФ.Здоровье»: – Полина определилась со своим будущим?

А.Н.: – Как мои родители когда-то не хотели, чтобы я шла в актрисы, так и я не хочу, чтобы она стала балериной. Хотя данные у нее лучше, чем у меня.

«АиФ.Здоровье»: – А сама она что хочет?

А.Н.: - Она практически всем говорит одно: балериной, но мама этого не хочет! (Смеется.)

«АиФ.Здоровье»: – Часто со стороны кажется, что жизнь актеров проходит исключительно на площадках – сценических или съемочных, и времени на семью практически не остается…

А.Н.: – Может у кого-то это и так, но у нас в семье принято, что семья – главное. Новый год, дни рождения мы проводим друг с другом, а летом стараемся все вместе ездить отдыхать. Я буду рада, если когда-нибудь моя Полина скажет: «Для меня семья – самое главное!».