Андрей Мерзликин: «О любви надо говорить смело»

Андрей Мерзликин. © / www.globallookpress.com

В рамках III Зимнего международного фестиваля искусств Юрия Башмета в Москве в «Геликон-опере» состоялась премьера спектакля «Корабль влюблённых» режиссёра Павла Сафонова. В его основе — древнегреческие мифы об Орфее, спасающем возлюблённую Эвридику в царстве мёртвых, о Хароне, который перевозит мёртвые души через реку Стикс. Капитана призрачного корабля Харона сыграл заслуженный артист РФ Андрей Мерзликин.

   
   

«Будто совершил выход на Марс»

Ольга Шаблинская, «АиФ»: — Андрей, ваш герой, перевозчик мёртвых душ, ради любимой женщины жертвует своей жизнью, разворачивая корабль на 180 градусов. Вы его понимаете?

Андрей Мерзликин: — В жизни мы тоже бываем капитанами своих кораблей, которым приходится и разворачиваться на 180 градусов, и счищать весь наросший ракушечник, и находить возможность для такого мощного противодействия привычному плаванию, которое мы так часто называем словом «жизнь». Я в этом спектакле услышал многое лично про себя. Без внутренней работы, без «химии» некоторые мизансцены невозможно было даже отрепетировать, нужно было пропустить их через сердце, душу. Тем более это новый жанр, он вообще противоречит некоторым правилам актёрского существования.

Это некая фантазия на тему Орфея и Эвридики. Только в мифе Орфей отправился за Эвридикой в царство мёртвых, а в нашем случае, наоборот, это она пытается его спасти. Девушка отправляется в путешествие на призрачном корабле, чтобы найти возлюбленного.

— Многие годы вы сотрудничаете с фестивалем Юрия Башмета. В этот раз со сцены звучит история про вечную любовь, бросающую вызов самой смерти. И всё это — под музыку Моцарта, Вагнера, Чайковского в исполнении Государственного симфонического оркестра «Новая Россия».

— Великого русского писателя Лескова как-то спросили: «Какой ваш недостаток?» Он сказал: «У меня недостаток один — каждый день я делаю открытие, что мы мало образованы».

Вот и я, начиная новую работу, каждый раз обнаруживаю эту мою личную потерю — сколького ты не знал. И сколько нового открываешь: авторов, композиторов, музыкальных отрывков, которые ты, может, и слышал, но воспринимал иначе, пока вживую не столкнулся. А уж когда на сцене переплетаются музыка и драматургия, пластика современного балета, декорации... Это всё меня как актёра на новый уровень выводит. Ликвидирую собственную безграмотность, как раньше говорили. Потому что многогранность и глубина этого мира не всегда лежат на поверхности. Сотрудничество с Башметом — для меня во многом разворот на 180 градусов. В творческой судьбе, в жизни. На фестивале я также участвую в хоровой опере «Сказ о Борисе и Глебе» для одного драматического артиста. Это везение, что предложение сыграть князя Ярослава Мудрого поступило именно мне, я получаю колоссальное удовольствие. Будто совершил выход на Марс.

   
   

— Вы сказали, что искусство многое раскрывает с новой стороны. А любовь? Она что изменила в Андрее Мерзликине, что открывает в нём нового?

— Любовь вносит смысл в происходящее. Без любви это просто форма, она совершенно бессодержательна. Даже потрясающая мелодия Малера, которая сегодня звучала, не несёт смысловой нагрузки, если в исполнении нет любви. Как бы ни звучало это книжно, киношно или пафосно, — о любви надо говорить громко, смело и от души.

Андрей Мерзликин с супругой Анной Осокиной и сыном Федором. Фото: РИА Новости/ Евгений Одиноков

Быть готовым к чуду

— Помню, много лет назад вы были очень импульсивным и чуть не подрались с фотографом, подловившим вас с неудачного ракурса. На одном из недавних кинофестивалей я вам эту историю напомнила, сказав: «Андрей, сейчас вы будто другой человек — такой деликатный, обходительный». «Смотрите, какая у меня жена. Конечно, я должен становиться лучше и лучше» — таким был ваш ответ.

— Я во всём всегда ищу хорошее, но жена — это же не просто осознанный выбор, это выбор и моего сердца, и мыслей.

— Как вы считаете, это везение — найти своего человека?

— У меня на этот вопрос есть простой ответ: любовь — это дар Божий. От человека зависит, насколько он сам к нему готов. Если ты не веришь в чудеса, если ты не готов воспринимать жизнь как чудо — скорее всего, любовь может пройти мимо. Нужно свой организм настраивать на встречу с прекрасным, искать ответ — в себе в первую очередь. Люди притягиваются, тождественные нам. Поэтому в первую очередь надо менять себя, тогда к тебе потянутся хорошие люди. Есть много пословиц про это: например, «Какой ехал, такого и встретил». Не нравится окружение? Поверь, это окружение, которое достойно твоего внутреннего мира.

Жизнь многообразная, и мы все разные. И не надо ничего идеализировать, изобретать велосипед. Всё уже изобретено: живи и прощай людям. Это самое сложное, но это — единственный путь. Просто нужно научиться людей рассматривать — не потому, что ты добрый, а потому, что это правда важно. Всматриваться в них и прощать.

— Каждый раз, когда вижу вас с супругой, ощущение — передо мной влюблённые молодожёны. И не поверишь, что у вас с Анной четверо детей. Как вам удалось сохранить такую радость в отношениях?

— У нас бывают трудовые будни, а в многодетной семье они случаются часто. Мы же живём как штрафной батальон (смеётся). Когда там получали нерешаемую задачу — взять высоту, у них цель-то была одна: выжить. Поэтому — от кустика до кустика, от кочки до кочки... Добежал — и слава богу, и так потихонечку ты забрался на вершину. А в итоге, оказывается, высоту взяли!

Так и живём — от выходного к выходному, от понедельника к понедельнику. И относимся к процессу не как к смене дней в календаре, а по принципу «делай своё дело, радуйся сегодняшнему дню, не надо жить прошлым». А в будущее можно смотреть, только мечтая, молитвенно. Вот как, отвечая на ваш вопрос, можно сохранить радость. А ещё работать надо больше!

— Над собой?

— Вообще работать. Браться за всё.

— Ну у вас с премьерами проблем нет. А какой вы перед премьерой?

— Я люблю премьеры, они мобилизуют все человеческие качества. Прогон спектакля за день до премьеры всегда на нервах проходит. Но эта внутренняя актёрская кухня не нарушает любви в семье. Это не значит, что нас в этот момент нет друг у друга.

А когда ты домой приходишь... У каждого артиста по-разному, но правило, которому учили лично меня, такое: оставлять работу на сцене или на съёмочной площадке. А главное: категорически запретить себе приносить домой не только работу, рассказы о съёмочном дне, но себя как артиста. Когда прозвучала фраза «Всем спасибо, смена закончена» и ты едешь на машине домой, не надо привозить в себе не то что своего героя, но и просто человека, который знает, что он играл эту роль.

«Дочки видят, что я слабое звено в семье»

— На экране ваши герои почти всегда брутальные, сильные. А дома вы какой? Кому в семье дозволено из вас вить верёвки?

— Дочерям. У меня две дочери. Сын младший этого не делает, он, наоборот, помогает мне быть хорошим папой и полностью меня слушается. А девчонки тренируются на мне. Да и пускай!

— А что такого дочери делают? Капризничают, просят какие-то дорогие игрушки?

— Они видят и знают, что я самое слабое звено в семье. Что ни попросишь — папа сделает, папа понимает, хочет быть другом. Поэтому у нас иногда папой является мама.

— В общем, в семье жена — «злой следователь», а вы — «добрый».

— Да, полицейский у нас Аня, поэтому девочки в строгости находятся. А папа пришёл с работы и должен сказать: «Привет, мои крошки!» А не: «Как дела, какие оценки?» Папа должен прийти и спросить: «Кого надо загрызть, кто тебя обидел?» Они смеются: «Грызть никого не надо». Я говорю: «Ну слава богу».

Коллаж АиФ