Алена Яковлева: «Остаться и подтачивать страну изнутри неприемлемо!»

Артистка театра и кино, народная артистка РФ Алена Яковлева. © / Владимир Астапкович / РИА Новости

Алена Яковлева много лет служит в московском Театре сатиры, часто снимается в кино. Она дочь звезды советского экрана, народного артиста СССР Юрия Яковлева и человек со своей позицией. В интервью YouTube-проекту «Так сказать» актриса рассказала о своем отношении к происходящему в нашем искусстве.

   
   

«Никто из артистов не капризничал»

«В конце лета я побывала в госпиталях в Крыму, в Херсоне, в Джанкое, поддерживала наших ребят. Мы летали небольшой командой. Конечно, это было болезненно, когда видишь молодых, совсем юных людей... Знаете, порой, ездишь на гастроли, и кто-то из артистов капризничает. А здесь даже в голову это не приходило. Хотя выступали и жили мы в разных условиях. Был случай, выступали в степи в 40 градусов жары... Но это было очень радостно. А ещё я пришла к выводу, что я абсолютный патриот и государственник. В детстве я жила в Германии, потому что отчим был журналистом-международником (Юрий Яковлев развелся с матерью Алены Юрьевны до рождения дочери — ред.). Но я всегда говорила, что вопросы “отсутствия колбасы” и благополучия меня мало волнуют, мне важнее родные просторы. Я — человек, абсолютно заточенный на родную страну».

«Все началось еще в 1945-м»

«Я много снималась на Украине... Там по-разному к нам еще тогда относились. Но я наблюдала, как во многих местах — от храмов до салонов красоты — стояли банки для сбора денег на АТО (в 2014 году Киев начал “антитеррористическую операцию” против ополченцев Донецкой и Луганской республик — прим. ред.). Думаю, что это все началось даже не в 2014 году, а в 1945-м. Просто все эти годы был “технический” перерыв. Это все готовилось... Меня пускали на Украину, когда многие наши были уже на сайте “Миротворец” (украинский сайт, признан экстремистским и запрещен на территории России — прим. ред.), но по приезде у меня внутри все сжималось. А когда я прилетела на Украину в 2014 году, то почувствовала, что меня стали провоцировать на разговоры о “ватниках”, “колорадах”. Обратила внимание, что и по телевидению они очень ругают именно наш народ — москали и так далее. Но я не поддавалась на провокации».

Про уехавших артистов и два лагеря

«Я не считаю нужным переубеждать уехавших коллег, тем более многие из них выступают достаточно агрессивно. Вот я не агрессивно говорю о своей точке зрения. Меня, например, переубеждать не надо. Я уже человек немолодой, прошедший через разные события, много чего узнавший, почитавший и проанализировавший. Но я не понимаю агрессии тех, кто уехал. Не понимаю их оголтелости против нас, против людей, которые защищают свою страну. Поэтому в чем я могу их переубедить... Понимаете, западная культура во многом проникла и к нам. А что такое западные театры? Это форма. И форма у нас, к сожалению, стала превалировать над содержанием. С моей точки зрения, это разрушительно. Зачем брать классику и превращать ее в балаган? Это богоборство. Это демонизм. Не хочу прослыть ретроградом, но можно поставить классику так, чтобы она была современной и актуальной».

Про «Гоголь-центр» режиссера Серебренникова

«Порок всегда привлекательнее, чем добродетель. Это же понятно. И молодежь шла туда за как бы “свободой”. Но это псевдосвобода с моей точки зрения. Когда вокруг бегают мальчики и трясут голыми гениталиями, для меня это омерзительно. Не понимаю, зачем это в театре. Ну, пойдите в порно-клуб или еще куда-то... Но молодежь тоже разная! К сожалению, мы во многом воспитали общество потребления. А потребление — это погоня за удовольствиями, за тем, что модно. Но за этим стоит пустота. Не хочу сейчас обсуждать Кирилла Серебренникова. Он сделал свое дело... История была, она закончилась. Я же воспитана на другом театре. Все, что ставилось в последнее время у нас, я уже видела на фестивале в Финляндии 28 лет назад. Все эти испражнения на сцене... Ничего нового в этом нет».

«Помогать я собираюсь все время»

«Деятели культуры не могут абстрагироваться, когда идет такая серьезная история, военные действия. Культура всегда являлась идеологическим фронтом. Нашими словами можно многое — можно разрушить, можно создать... Мы как-то выступали перед военными, и какой-то парнишка выскочил, начал танцевать лезгинку. А я понимаю, что ему страшно, и стала танцевать с ним. Мне сказали потом: “Он завтра должен поехать “за ленточку”, на фронт...”. Ему действительно было страшно, и он так отгонял свой страх. Один мужичок спросил: “А можно я песню спою?” И объяснил потом: “Мне трудно... Я так прихожу в себя. Скоро поеду туда”.

   
   

Гуманитарную помощь я стала отвозить практически сразу. Сейчас мне написала женщина из Донецка. Она осталась одна, у нее трое детей, сын болен онкологией. У нее ничего нет... И мы с друзьями, со знакомыми, с артистами оказываем ей помощь. Отправляем в благотворительные организации Донецка нужные им вещи. Помогать я собираюсь все время. А была бы помоложе, то сама бы поехала туда, сто процентов. Помогать надо! У нас страна воюет: либо ты на стороне России, либо на стороне Украины. Это вопрос острый. Ты выбираешь свой путь. Да, наша страна не идеальна. Но я люблю свою страну, людей, культуру... Моя бабушка, будучи дворянкой, была изгнана с семьей большевиками из имения. Но уехать из страны ей даже в голову не пришло... Они все, вся семья, пошли работать. А что делать? Бабушка стала артисткой, ездила с агитбригадами. Она не понимала, что значит уехать из собственной страны. И я никогда в жизни бы не уехала... А оставаться здесь, как некоторые, и подтачивать страну изнутри, — это неприемлемо».

Об уехавших и молчащих

«Если они продолжают зарабатывать деньги на нашей стране, живя там и поливая ее грязью, это непорядочно. Тем более, если они заработанные здесь деньги посылают потом в помощь тем, кто убивает наших граждан. Это как может быть?! Волны эмиграций были во все времена, при всех серьезных потрясениях. И если люди просто продолжали жить за границей, абстрагируя себя ото всего — это их выбор. Я не хочу бичевать всех подряд. Но повторюсь, театр — это идеологический фронт. И сейчас много тех, кто продолжает получать деньги от государства, но при этом тихонько подтачивает его. Таким людям надо объяснить, что так делать недопустимо. Удалять, вырезать их из фильмов не надо. Не надо никому уподобляться. Как можно вырезать куски со Смольяниновым* из “9 роты”? Конечно, теперь ты уже не веришь тому, что происходит на экране, потому что этот человек сказал, что будет убивать русских. Но вырезать эпизоды — это глупость. А вот снимать таких артистов не стоит. Хотя их все равно снимают и будут снимать. Поверьте мне...

Знаете, даже в нашей семье случались разногласия. Папа наш (Юрий Яковлев — прим. ред.) был абсолютно за Веру, за Царя, за Отечество. Он государственник. И брат мой Антон Юрьевич (Антон Яковлев — российский режиссер, актер. С июля 2022 года худрук Московского драматического театра им. Н. В. Гоголя — прим. ред.) тоже патриот... Он образованный, интеллигентный. Но интеллигентность не значит слабость, он человек стержневой. К счастью, мой зять (Иван Замотаев, актер театра и кино, композитор — прим. ред.) с нами... А вот дочь (Мария Козакова, актриса театра и кино — прим. ред.) сомневалась, потому что она молодая и у нее все зависит от окружения, но сейчас она больше на нашей стороне».

Про уволенных актеров: Лию Ахеджакову, Дмитрия Назарова и Ольгу Васильеву

«Дима Назаров — прекрасный артист. Он работал в гостеатре, получал бюджетные деньги. Но публично так высказываться, как делал он, это, я считаю, неправильно. Если вы в частном театре находитесь, делайте, что хотите. И зритель проголосует ногами... Но если ты получаешь зарплату, то такое поведение некорректно. Анатолий Белый честнее в этом случае поступил, он уволился и уехал... Пытается найти себя в других местах: в Израиле, в Латвии, в других странах, где его принимают и приветствуют его позицию. Но это тоже все ненадолго. Мы нужны, только пока поносим свою страну. А Лию Меджидовну не хочу обсуждать. Она слишком пожилой человек, надо оставить ее в покое... Понимаете, свобода слова — это понятие тоже растяжимое. Ты хочешь и все иметь, и высказываться. Откажись от государственной зарплаты и выказывайся. Двойные стандарты для меня не очень понятны.

Когда закончится СВО, думаю, кто-то не захочет возвращаться. Но кто-то вернется.. Они должны понимать, что здесь у нас приоритеты изменятся. Но у нас народ такой... Упавшего поднимет и простит. А я сделала выводы по этим людям и лично буду определенно к ним относиться... Никита Сергеевич Михалков на съезде кинематографистов еще когда сказал, что понятно: кто есть кто, кто за какие ценности, кто за какую культуру. И для меня за это время никаких откровений не произошло. Не случилось такого: что человек был один, а потом стал другим. Но!.. Лично я всю жизнь была оптимисткой. Я люблю своих детей, у меня внучке 7 месяцев и, как любой нормальный человек, я беспокоюсь об их будущем. Знаю, что все будет хорошо. Но будет очень трудно. Хотя меня трудности не пугают».

*Физическое лицо, выполняющее функции иноагента