Алексей Учитель: «Таких ролей Артур Смольянинов ещё не играл»

Алексей Учитель. 2013 год. © / www.russianlook.com

Юлия Шигарева, «АиФ»: Алексей Ефимович, как появилась идея сделать фильм по произведению Прилепина?

   
   

Алексей Учитель: С Захаром Прилепиным я познакомился на премии «Нацбест», в жюри которой я входил. Я очень его уважаю. Помимо огромного таланта, эрудиции, при всех его противоречиях он мне интересен тем, что всегда очень разный. Я очень хотел экранизировать его «Санькю», но права на этот роман уже выкупил другой продюсер. Поэтому я попросил Захара, когда у него появятся какие-то новые вещи, прислать их мне ещё до публикации. Он сдержал своё слово. И я выбрал «Восьмёрку».

Алексей Учитель во время съёмок фильма «Восьмёрка». 2012 год. Фото: РИА Новости / Алексей Даничев

Но сценарий писал Александр Миндадзе — Прилепин отказался, сказав, что это для него уже ушедшая в прошлое история и он не хочет снова будоражить себя. Но Захар, помимо того, что снялся в очень коротенькой роли, принимал активное участие в создании фильма на всех стадиях. Мы много раз встречались втроём — Прилепин, Миндадзе и я — обсуждали, как будет строиться сценарий. Не секрет, что в основе сюжета — личная история Захара, главный герой — это он. Поэтому мне было важно, как он оценивает выбор актёров. Он приходил на пробы. И первым, кто посмотрел монтажную сборку фильма, был тоже Прилепин.

Алексей Учитель разбивает символическую тарелку о штатив камеры, знаменуя начало съёмок нового фильма «Восьмёрка» в городе Сестрорецке. 2012 год. Фото: РИА Новости / Алексей Даничев

А мы всё те же…

Россия, провинция, последние дни ХХ века, 1999 год. Серое небо, серые дома, серая жизнь. Четыре парня. У них на четверых — одна старенькая машина — «восьмерка», одна работа — служба в ОМОНе, а где-то в прошлом — ещё и Чечня. Одна дружба. Одна вражда — с бандой Буца. И всё, казалось бы, просто — вот наши, вот не наши, свои и враги. Но просто в России не бывает. И приходится «винтить» не бандитов, а своих же, заводских, среди которых — отец и школьный друг. Потому что они, осатаневшие от нищеты и невыплаченных зарплат, взбунтовались, пытаясь отбить завод у нового хозяина — всё того же Буца, которого теперь ОМОНовцы должны защищать. А тут ещё любовь. Когда за одну девушку насмерть схлестнулись двое — бандит Буц и ОМОНовец Гера…

– Алексей Ефимович, вы же всегда были далеки от этих сторон жизни — бандиты, ОМОН. Почему вас вдруг туда потянуло?

– Да, напрямую эта история меня не касалась. Но, во-первых, я всегда стараюсь брать то, чего не знаю. Во-вторых, у всех нас в жизни были какие-то моменты, когда ты встаёшь перед выбором. Именно этим — необходимостью сделать выбор — мне и оказались интересны и ребята-ОМОНовцы, и бандит Буц, которого, кстати, мы сделали более сложным, не таким примитивным вором в законе, как он выписан у Прилепина. И в какие-то моменты по-человечески Буц мне понятен. И даже симпатичен. Мне очень хотелось, чтобы Артур Смольянинов, которого я пригласил на эту роль, сыграл такого героя, каких у него до этого фильма ещё не было. И он с радостью согласился пройти по этому неизведанному пути.

Мне вообще интересны люди, которые попадают в экстремальные ситуации, которым приходится выбирать, как себя вести в этой жизни. И пройти вместе с ними этот путь выбора мне очень интересно. «Восьмёрка» — это же история о человеческих взаимоотношениях. О том, способны ли мы предавать, умеем ли мы любить и сохранять эту любовь.

   
   
Вильма Кутавичюте и Артур Смольянинов во время съёмок фильма режиссёра Алексея Учителя «Восьмёрка» в одном из ночных клубов Санкт-Петербурга, 2012 год. Фото: РИА Новости / Алексей Даничев

В какой-то момент мы с Миндадзе думали перенести историю в наши дни, но решили всё-таки оставить первоначальный вариант — рубеж не просто лет — веков, ХХ и ХХI, смена президента в России, когда страна стояла на пороге чего-то совсем другого. Чтобы каждый сидящий в кинозале мог, посмотрев эту историю, сделать для себя какие-то выводы.

Более того, скажу, что жизнь по стране за эти годы мало изменилась — по российским городам всё так же колесят «восьмёрки», и таких ребят в куртках и джинсах полно везде, и ОМОН так же выходит на службу. И заводы скупают странные люди. И ребята возвращаются из армии в такие города и понимают, что им некуда деваться — выбор невелик: либо в бандиты, либо в ОМОН, либо на завод, который вот-вот закроют.

Мы же фильм снимали в Санкт-Петербурге, на Кировском заводе. Это настоящий город в городе — с улицами, светофорами, железной дорогой. И там действительно, как в фильме говорит Буц, купивший умирающий завод, раньше работало 45 тысяч человек, а теперь 5.

Актёр Александр Новин и режиссёр Алексей Учитель. Съёмки нового фильма «Восьмёрка» в городе Сестрорецке. 2012 год. Фото: РИА Новости / Алексей Даничев

 Кроме Артура Смольянинова, остальные актёры — молодые, неизвестные зрителю ребята. Рискованный шаг по нынешним временам.

– Я сначала хотел набрать молодых известных актёров. Но потом отказался и решил всё-таки собрать тех, кто ещё мало известен. Очень трудно было найти главных героя и героиню. Алексея Манцыгина, сыгравшего ОМОНовца Геру, в результате я увидел просто на фотографии. Он актёр Омского драмтеатра, на пробы к нам приезжал раз пять. Первая сцена, которую ему пришлось сыграть, — в постели. Перецеловавшись под прицелом оператора примерно с десятью претендентками, он растерялся (смеётся). Но чувствовалось, что парень этот очень интересный, талантливый. Поэтому я снова и снова вызывал его. Наконец он отошёл от наших ужасов и в результате был утверждён.

А Вильму (она сыграла Аглаю, девушку Буца) мы вообще планировали задействовать в другом проекте, но что-то ёкнуло — и мы с первой же пробы утвердили её на эту роль. Первый — вообще первый съёмочный день в жизни Вильмы — начался с того, что ей пришлось сыграть труп, сидящий в разбитой машине. И с этой сценой, и с ролью в целом Вильма справилась прекрасно.

Вильма Кутавичюте во время съёмок фильма «Восьмёрка». 2012 год. Фото: РИА Новости / Алексей Даничев

Почти «Три мушкетера»

– Очень у вас мужская история получилась — про любовь, которая, если уж свалилась на тебя, то всё, тормоза отказывают. И в борьбе за любимую женщину ты готов на всё. И даже дружба отходит на второй план…

Алексей Учитель. Фото: www.russianlook.com

– Да. Я хотел подчеркнуть: в какой-то момент всё остальное, кроме любви, вообще перестаёт существовать. И ты становишься другим. Ты совершаешь вещи, совершенно необъяснимые. Говорят же, что в экстренной ситуации человек способен перепрыгнуть через двухметровый забор. Так и здесь: страсть открывает в тебе какие-то для тебя самого неожиданные стороны. А может и погубить. Естественно, я говорю далеко не новые вещи, которые не раз проговаривались за минувшие века и в литературе, и в театре. Но мне показалось интересным перенести эту вечную историю в современную российскую провинцию. Это такой парафраз «Ромео и Джульетты» и «Трёх мушкетеров». Но в наших реалиях.

– А реалии те ещё… Действие происходит в 1999-м, на дворе — 2014-й. Но ты смотришь кино и понимаешь: а ведь ничего не поменялось. И у молодых парней по-прежнему почти не остаётся выбора — или в бандиты, или в ОМОН.

– Нет, выход есть. Этот выход — ты сам. И любовь может победить многое… Нет-нет, выбор есть. Просто ты или идёшь по своему пути, или становишься как все. Собственно, это фильм о том, как любовь вдруг сделала так, что герой пошёл по жизни не в толпе, а сам по себе. И это — самое главное. Если ты обладаешь хоть какими-то мозгами, ты можешь найти свой путь и сделать что-то в этой жизни. А если двигаться, как стадо, возможно, мы придём к не очень хорошим результатам в этой жизни.

У Учителя получился фильм, который под поп-корн не употребишь. Но это порой полезно — поработать не челюстями, а мозгами. А ещё — это уже для нас, девушек — он на самом деле про любовь, этот фильм. Про такую, про которую мы все втайне мечтаем: чтобы за тебя бились насмерть. Потому что, когда тебя метелят в драке — это можно пережить. А вот когда отбирают любимую…