Алексей Баталов: «Мне совестно сниматься абы как»

Алексей Баталов © / www.russianlook.com

Он убежден: помочь ближнему, причем необязательно кому-то из родных и близких, любому человеку, – единственное достойное дело, которым стоит заниматься.

   
   

Сегодня у нас в гостях народный артист СССР, лауреат Государственной премии, Герой Социалистического Труда, профессор Всероссийского государственного института кинематографии, всенародно любимый актер Алексей Владимирович Баталов.

Наталия Гуревич, «АиФ. Здоровье»: Алексей Владимирович, народ помнит и любит вас по фильмам «Летят журавли», «Дело Румянцева», «Дорогой мой человек», «Три толстяка», ну и конечно же, «Москва слезам не верит», а новыми работами вы что-то нас не балуете.

Алексей Баталов: Так я уже 26 лет не снимаюсь.

– Ничего не предлагают?

– Предлагают. Но, знаете, когда фильм, в котором мне предлагали роль, выходит, я благодарю Бога, что отказался в нем играть. Есть актеры, которые соглашаются работать с любым режиссером, в любой команде. Для меня же очень важно, чтобы рядом были близкие люди, единомышленники. Такими людьми для меня, в частности, были Иосиф Хейфиц и Михаил Ромм. Работая с ними, я прекрасно понимал, что мы делаем и на это есть смысл тратить жизнь. Когда  ушли они, ушел и я. А сниматься абы как, только ради того, чтобы мелькнуть лишний раз на экране, мне неинтересно. Да и совестно.

Моя семья – мое богатство

– У вас репутация одного из самых интеллектуальных актеров России.

   
   

– У меня? Вот уж нет. Мне Виктор Ардов говорил: у тебя образование как белье – нижнее... В самом деле, иностранных языков не знаю, с математикой на вы. Мои школьные годы пришлись на войну: эвакуация, переезды, смена учителей...

Алексей Баталов в фильме «Летят журавли».

– Коль скоро вы заговорили о Викторе Ардове, расскажите о семье, в которой воспитывались.

– Родился я в актерской семье. У мамы и папы была комнатка во дворе Художественного театра, где складывали декорации, – на них, в буквальном смысле слова, я и вырос. Мне едва исполнилось три года, когда мама, актриса МХАТа Нина Ольшевская, разошлась с отцом и вышла замуж за писателя Виктора Ефимовича Ардова, которого я называл папа Витя. Именно семья подарила мне все, чего я достиг в дальнейшем. Подумать только, к нам в дом приходили люди,  которые теперь составляют гордость и славу нашей истории и культуры. Даже одно только перечисление их имен невероятно:  Фаина Раневская, Николай Эрдман, Михаил Зощенко. Борис Пастернак в нашей столовой читал главы из романа «Доктор Живаго». Когда из Ленинграда в Москву приезжала Анна Андреевна Ахматова, для нее освобождали мою крохотную шестиметровую комнатку. Мне всегда в жизни помогал пример этих удивительных людей. Как правило, все они были бедны материально, но компенсировали это духовным богатством.

Я никого не предал

– Да, хорошие у вас были учителя. Очевидно, благодаря тому, что они в вас вложили, вы отказались в свое время подписать письмо, одобряющее ввод войск в Чехословакию, а позже отказались читать по радио «Малую землю» Брежнева.

– Да, это так. Всю жизнь меня окружали люди, рядом с которыми на сделку с совестью просто нельзя было пойти. У меня есть старое серебряное кольцо, доставшееся мне от деда, на котором выгравировано: «С нами Бог и честь!». Дед был врачом. В годы сталинских репрессий его забрали, умер он во Владимирской тюрьме. А бабушка десять лет провела в сталинских лагерях. Я ни от кого из родни не отказался, никого не предал. Кстати, несколько лет назад мне вернули дворянство. А о том, что мои бабушка с дедушкой по маминой линии были дворянами, я узнал совершенно случайно, прочитав книжку, посвященную Державину.

– Вы служили в армии?

– Ну, служил – наверное, громко сказано, меня зачислили в труппу Центрального театра Советской армии, где мне посчастливилось сыграть несколько главных ролей. 

– Но все-таки ваша мечта выйти на сцену МХАТа осуществилась?

– Я пришел во МХАТ в 50-е годы, когда Театр Станиславского и Немировича-Данченко уже закончился, а Ефремов еще не пришел. Еще живы были великие старики: Москвин, Тарханов, Ливанов, Качалов, Ольга Леонардовна Книппер-Чехова, но даже они годами сидели без ролей, чего уж говорить о молодых. Поэтому, когда Иосиф Хейфиц позвал меня в Ленинград, я долго не раздумывал. В Ленинграде у меня началась очень счастливая жизнь. Меня зачислили в штат «Ленфильма», в конце 50-х я снялся сразу в двух картинах Хейфица – «Дорогой мой человек» и «Дама с собачкой», снял свой первый фильм – «Шинель», встретил самых лучших своих друзей.

– Алексей Владимирович, снявшись в фильме «Москва слезам не верит», вы стали кумиром всех советских женщин. Если бы дело происходило в наши дни, вас бы, наверное, назвали секс-символом.

– Не нравится мне такой титул. На ум почему-то приходит бык, которого привели на случку с коровами. Ну какой Гоша секс-символ? Просто надежный мужик. Кстати, критики писали о моем герое: «Таких не бывает!» А у меня дома хранится письмо, в котором написано: «Вы сыграли мою судьбу».

Алексей Баталов в фильме «Дорогой мой человек». Фото: Кадр из фильма

С женой расписался через 10 лет после знакомства

– И все-таки миллионы советских женщин вас обожали, это факт. Насколько я знаю, на киностудию даже приходили письма с вопросом: «В какой электричке ездит Гоша, он же Жора, он же Гога?» А как сложилась личная жизнь актера Баталова, так блистательно сыгравшего этого самого Гогу?

– Я женат вторым браком. Первой моей женой была Ирочка Ротова, дочь репрессированного художника-карикатуриста из «Крокодила», с которой я был знаком с детского сада.

– А почему вы расстались? Встретили другую женщину?

– Нет. Я уехал на съемки, а доброжелатели начали нашептывать жене, какие нравы царят в актерской среде. Ну и добились своего, мы развелись. А потом я встретил Гитану. Она была карьер-наездницей и танцовщицей в цирке. Ей было восемнадцать лет, и она была очень хороша. Мы стали встречаться. Благодаря Гитане я познакомился с Никулиным, Карандашом, узнал мир цирка. Но Гитана постоянно разъезжала с гастролями по стране и миру, я снимался, поэтому расписались мы только через десять лет после знакомства. Зато по сей день вместе.

Алексей Баталов в фильме «Дама с собачкой». Фото: Кадр из фильма

Жалею, что мало успел

– Алексей Владимирович, все, кто вас знает, утверждают, что вы прекрасный рассказчик. Может быть, расскажете для наших читателей какую-нибудь актерскую байку?

– Расскажу реальную историю, которая произошла во время съемок фильма «Дама с собачкой» по рассказу А. П. Чехова. Фильм консультировала одна старая дворянка, дотошная и въедливая. Увидев, как я хожу, она воскликнула: «Он косолапит! Так русские интеллигенты не ходили». Я, конечно, расстроился, стал пытаться исправить походку, правда, это плохо получалось. А закончилась эта история тем, что в Ялте, где проходили съемки, к Иосифу Хейфицу подошел старичок, как потом выяснилось, хорошо знавший Чехова, и, указав на меня, сказал: «У него походка точь-в-точь как была у Антона Павловича. Он тоже чуть-чуть косолапил».

– Алексей Владимирович, встречаетесь ли вы со зрителями, с теми людьми, кто вас помнит и любит?

– Последний раз своих зрителей я видел в этом году, когда Людмила Ивановна Швецова пригласила меня в Колонный зал на встречу с ветеранами, среди которых было много защитников Москвы. Это был удивительный и незабываемый вечер. Пользуясь случаем, хочу пожелать им всем здоровья и радости.

– Последний вопрос, Алексей Владимирович. Было в вашей жизни что-то, о чем вы сейчас жалеете?

– Жалею, что мало успел, жалею, что не всегда был справедлив к родителям. А в целом я хорошо прожил свою жизнь. Пускай небогато, без больших карьерных взлетов, но я никогда никого не оскорбил, не делал подлостей, не поступался принципами. Совесть моя чиста, а этого, согласитесь, совсем не мало.