Александр Збруев: «Тот спектакль я отыграл на уколах»

Александр Збруев. Премьера спектакля «Ва-банк» в театре «Ленком». 2005 г. © / Ирина Каледина / РИА Новости

Есть устойчивый стереотип, что актеры — натуры ветреные. Однако Народный артист РФ Александр Збруев, которого зрители любят за роли в картинах «Большая перемена», «Мой младший брат», «Одинокая женщина желает познакомиться» и др., уже 60 лет служит в «Ленкоме Марка Захарова» (а когда-то — Театр им. Ленинского комсомола) и 55 лет женат на актрисе Людмиле Савельевой. И не изменяет своим жизненным принципам — не фальшивить ни на сцене, ни в кадре. О том, чем его удивляет жизнь нынешняя, кому и чему благодарен и какую роль в жизни актера играет удача, Александр Викторович рассказал aif.ru после традиционного осеннего сбора труппы.

   
   
Александр Збруев. Кадр из фильма «Большая перемена» (1972-1973)

Вместо шедевров — сплошной ширпотреб

— Я же в кино попал еще студентом, когда учился на четвертом курсе Щукинского училища. Меня пригласили в фильм, который сыграл в моей жизни основную роль и дал, как теперь говорят, мотивирующий пинок к тому, чтобы я начал подниматься в своем творчестве. Хотя, конечно, это громко — «свое творчество». Выражусь аккуратнее: в своей работе. 60 лет тому назад — сплошные юбилеи в этом году! — я снялся в картине «Мой младший брат» Александра Зархи, где собрались потрясающие артисты — Андрюша Миронов, Олег Даль, Олег Николаевич Ефремов, Люда Марченко. Он прошел по всем кинотеатрам страны, и все, кто снимался в этом фильме, стали очень узнаваемые. А потом многие из них — еще и очень знаменитыми артистами. Ну и так и пошло, покатилось...

В то время — 1960-е годы — на «Мосфильме» работали потрясающие режиссеры: Иван Пырьев, Александр Алов и Владимир Наумов, которые в дуэте какие шедевры сняли! Эти люди вошли в историю не только нашего, но и мирового кинематографа. Когда сегодня смотришь фильмы, которые были сняты еще до твоего рождения, удивляешься, насколько они живучи в хорошем смысле слова, насколько сильное впечатление производят. Их, к сожалению, не так часто показывают. Все заполонил ширпотреб. Хотя талантливые люди есть в кино и до сих пор. Но сам кинематограф очень изменился.

Кадр из фильма «Мой младший брат» (1962)

На высоких скоростях

Сегодняшние скорости в кино меня поражают. Раньше фильм по году снимался, а сейчас — за месяц. Не знаю, правильно ли это. Сейчас техника, конечно, очень выросла, и, может быть, благодаря ей можно делать все быстрее, чем раньше. Но это не значит, что сегодняшние фильмы намного лучше тех, что снимались в советское время. В нынешнем кино есть этакая легкомысленная скоротечность, когда создатели просто идут по проторенной дорожке. У меня такое ощущение, что мало кто пробует совершить что-то новое в нашем современном кинематографе. Сегодня в кино главным образом выражают себя — себя самого. Раньше не думали об этом, раньше было важно создать достойную картину. Хотя творчество — оно все равно эгоистично, конечно же. Всегда хочется, чтобы режиссера заметили, чтобы актера заметили. Но все-таки для нас главное было, чтобы фильм получился. Вообще, если актер снимается даже в небольшой роли, но в очень хорошем фильме, его заметят. А если актер снимается в главной роли, но в плохом фильме — он пролетает мимо, и ни зритель, никто его не знает.

«Один раз я уходил отсюда»

В театре очень обращают внимание на тех актеров, которые уже снимались в кино, потому что они являются магнитом, на них идет зритель. Оказалось, что я после фильма «Мой младший брат» тоже превратился в такой магнит. Меня тут же взяли в «Ленком», и я тут же начал получать роли. Идет уже 95-й театральный сезон, я служу здесь 60 лет и успел поработать с тремя художественными руководителями в нашем театре.

В моей жизни был тяжелый момент, когда у меня случился гипертонический криз. В этот вечер был назначен спектакль Марка Захарова «Ва-банк» — один из хитов театра. Я позвонил в дирекцию и предупредил: «Я не в силах играть этот спектакль. Чувствую себя очень плохо». Мне ответили: «Но как же так, билеты проданы, и вообще для театра это нонсенс — отменить спектакль». Директор Марк Борисович Варшавер вызвал очень хорошего врача, который сделал мне укол, приводил меня в порядок в течение спектакля, когда я уходил за кулисы, и в перерыве тоже сделал инъекцию. В итоге мы сыграли так, что зритель ничего не заметил — он же не знает, как в принципе должно было быть. Но мое состояние после того спектакля трудно описать.

   
   
Александр Збруев на сцене театра «Ленком Марка Захарова». Фото: РИА Новости/ Владимир Федоренко

Честно скажу: я счастлив, что работаю в «Ленкоме Марка Захарова». Один раз только случилось такое недоразумение — я ушел в Театр на Малую Бронную. Но меня так загрызла ностальгия, что вернулся обратно. И я об этом совсем-совсем не жалею, хотя в том театре работал великий режиссер ХХ столетия Анатолий Васильевич Эфрос, который равен Станиславскому, Немировичу-Данченко и многим другим великим. Когда с таким человеком встречаешься, в тебе очень-очень много потом остается... Но «Ленком», видимо, это моя судьба.