Александр Самойленко: «Меня рассекретил мой собственный сын»

Александр Самойленко. © / Павел Бедняков / РИА Новости

В новогоднем фильме «Чук и Гек. Большое приключение», который режиссер Александр Котт снял на основе рассказа Аркадия Гайдара, много сказочного и красивого. Любовь к близким, смелость и готовность пожертвовать собой ради других творят настоящее волшебство, а герои участвуют в невероятных приключениях. Одну из ролей в этой захватывающей картине исполнил Александр Самойленко, с которым мы и поговорили о кино, детстве и, конечно же, Новом годе.

   
   

«Режиссер тянул нас в сказку»

Елена Садкова, aif.ru: — Александр, а современные дети, живущие в 2022 году, все в этом фильме поймут? Что такое пионерский галстук, например, которого в фильме даже волки испугались?

Александр Самойленко: — Наш фильм — это прежде всего человеческая история. Она о вечном — о семье, точнее, о ее воссоединении, о дружбе, о предательстве, о страхах детских... Хотя признаюсь: когда года три назад мне позвонил Саша Котт и предложил сниматься в этом фильме, честно говоря, я удивился. Даже не помню, читал ли я это произведение Гайдара в детстве, но кино точно смотрел. Мне казалось, что и в этот раз получится обычная экранизация. Мой персонаж — ямщик, и я пытался делать его максимально правдоподобным, а Саша Котт все время тянул меня в сказку. И у нас действительно получилась настоящая новогодняя сказка.

— А вам в детстве тот советский фильм «Чук и Гек» понравился?

— Конечно! Во-первых, не так много тогда было детских фильмов, которые могли взволновать. Это же история про приключения. И вообще Гайдар — это прекрасная детская литература. Его произведения часто экранизировали: «Тимур и его команда», «Судьба барабанщика», «Чук и Гек»... И воспоминания об этих фильмах очень теплые и светлые. Я и правда по сей день помню то, что смотрел в детстве. И своим детям показываю «Приключения Буратино», «После дождичка в четверг» с Табаковым в роли Кощея Бессмертного. У меня там снимался близкий товарищ — Владик Толдыков, играл Ивана-царевича. Помню, Владик говорил, что ему одновременно предложили роли в двух фильмах, а Олег Павлович ему посоветовал: «Брось тот фильм и снимайся в сказке. В детском фильме тебя будут помнить всю жизнь». Это так и есть. Любой фильм могут забыть завтра, а детскую сказку не забудут никогда.

Кадр из фильма «Чук и Гек. Большое приключение» (2022)

Паинькой не был

— В «Чуке и Геке» герои попадают не столько в тайгу, сколько в сказочную страну. А в вашем детстве что-то сказочное было?

— Не могу сказать, что я человек циничный, но не романтичный точно и в чудеса не особо верю. Хочется в них верить, но не очень получается. А в детстве — да, хотелось каких-то чудес. Детство у меня было хорошее. С удовольствием ходил и в детский сад, и в школу, и спортом занимался, и кружки посещал, и студию театральную. В общем, активный был парень. Бабушка моя была довольно высокопоставленный человек в Узбекистане, она меня водила на елки, где показывали премьеры сказок. Их в кинотеатрах нигде еще не было, а я уже видел фильмы Александра Роу, к примеру. Поэтому для меня Новый год был особым праздником, я всегда очень его ждал. А еще я до сих пор считаю, что Роу создал просто фантастические сказки. Не знаю, есть ли и сейчас что-то круче, причем не только у нас, но и во всем мире.

   
   

А еще я очень любил пионерские лагеря и ездил в них каждый год. Иногда папа давал мне деньги, и я сам покупал себе путевку. Порой даже на пересменку оставался в лагере, так не хотелось уезжать.

— Что же вас там так привлекало? Выбирали командиром отряда?

— Ну, один раз выбрали. И все это плохо кончилось, меня тут же выгнали с этой должности. Слишком много я на себя брал обязанностей, и не всегда это было правильно. Но театром я заинтересовался именно в пионерском лагере. Там я впервые вышел на сцену, и мне безумно понравилось. Тогда и понял, что буду артистом.

— Вы в детстве были хулиганом?

— У меня не было пятерки по поведению, но и нельзя сказать, что я — «оторви и выбрось». Я довольно-таки послушный и правильный был. Не до сиропа, но правильный. У меня мама была учительницей, она каждую неделю приходила в мою школу. Это было не очень приятно, но мама считала, что должна контролировать меня.

— А в Деда Мороза верили?

— В каком-то глубоком детстве — да. Но не помню, чтобы прямо благоговел перед Дедом Морозом. Зато сам «дедморозил» после театрального училища. Года три так подрабатывал, получал большое удовольствие и неплохие деньги. Только мой собственный старший сын меня рассекретил. Я забыл переобуться и вышел в тапочках. И сын мне по секрету сказал: «Папа, это был ты. Я узнал твои тапочки». Пришлось ответить, что я просто замещал Деда Мороза, пока он был у других детей.

— Сейчас какое у вас отношение к Новому году?

— Совершенно нейтральное. Я в 17 лет уехал из Ташкента от родителей в Москву поступать в театральный, поэтому, наверное, и не чувствую Новый год семейным праздником. Застолье — и не более того. Вот дни рождения родных и близких более семейные праздники, чем Новый год.

Александр Самойленко в сцене из спектакля «Дон Джованни» по пьесе Дона Нигро в постановке Виктора Шамирова в Театре имени М. Н. Ермоловой. Фото: РИА Новости/ Владимир Федоренко

«Понял, что плачу навзрыд»

— Как вас, 17-летнего, родители отпустили в такую даль одного?

— Тогда еще было советское время, все спокойно, вокруг прекрасные люди. Хуже стало в конце 80-х... Что касается родителей, мама вообще не хотела, чтобы я был актером. Папа прислушался ко мне, но дал одну попытку: поступишь с первого раза — будешь актером, не поступишь — будешь биологом. Поступил я с первого раза, и мама с сожалением отпустила меня учиться. Она переживала, но что делать... Я всегда был самостоятельным. Папа воспитал меня так, что я был в состоянии отвечать за себя. Но сейчас, когда сам стал родителем, представляю, как маме было тяжело в тот момент.

Папа, к сожалению, так и не посмотрел ни одного моего спектакля, потому что ко всему осторожно относился. Хотя именно от него я узнал, кто такой Василий Макарович Шукшин. Он подарил мне двухтомник Шукшина и сказал: «Почитай, тебе должно понравиться». Я этот двухтомник зачитал до дыр буквально. Шукшин, на мой взгляд, один из лучших русских писателей. Но никто его не экранизировал так, как надо. Кроме него самого, естественно. Очень сложно сохранить магию Шукшина. «Калина красная» — гениальное произведение. Помню, я в 16 лет посмотрел и, когда вышел, понял, что плачу навзрыд.

— Вы закончили театральный вуз в непростое время, в стране начинали зарождаться «ветры перемен». Тогда всем становилось не до театра...

— Часто об этом размышляю... Если бы не надо было думать о том, где заработать деньги и как выжить, то все по-другому бы сложилось. Но не факт, что успешнее или правильнее. Мне приходилось многое преодолевать, брать на себя ответственность. Но это давало стимул не забывать про важные вещи: про детей и родителей, которым надо помогать. Поэтому я считаю, все, что Бог дал, так и должно было быть.

— Вы снимались в очень разных по жанру фильмах — от ситкомов до драм. Вам самому какие роли интереснее?

— Чем я могу гордиться, так это фильмом «Салют−7». Мне интересно было работать и понравился конечный результат, что нечасто бывает. А если брать сериалы, то это «Душегубы», конечно. Я редко смотрю свое кино, а вот эти два фильма смотрел с удовольствием. Считаю, что за них мне не стыдно. Про остальные свои работы могу сказать так: есть куда стремиться.

Кадр из фильма «Салют-7» (2017)

— Совсем скоро на экраны выйдет фильм «Вызов» с вашим участием. Снова картина о космосе.

— У меня там небольшая роль. Когда разговаривал с Климом Шипенко, он мне сказал: «Сань, ну я не могу взять тебя начальником полетов, ты уже один раз был (в фильме “Салют-7”). Люди не поймут». Я говорю: «Хорошо. Давай хоть кого-нибудь». В итоге сыграл небольшой эпизод. Может, даже и вырежут его, не знаю.

«Женщины — это другая планета»

— Ваш средний сын Александр продолжил династию. Вы вместе играете в сериале «Родители». Как работается с сыном на площадке?

— Прекрасно! Хотя он сейчас больше иллюзионист, профессионально занимается фокусами. Лет с 13 увлекается этим. Признаюсь, это я его уговорил, чтобы он поступил в какой-нибудь театральный институт. Старший мой сын — юрист по образованию, но снимается иногда. Лет 12 назад сыграл в сериале «Судьбы загадочное завтра» одну из главных ролей. А младший у меня футболист.

— У вас три сына, а теперь еще и маленькая дочка. Вы когда-то говорили, что женщин понять невозможно. Сейчас, когда вы папа девочки...

— Также не понимаю и, думаю, уже не пойму. Еве три годика, а она уже маленькая женщина. Так что для меня как была женщина загадкой, так и осталась. Женщины — это другая планета.

— От других планет вернемся к нашей, на которой скоро — Новый год. Любимое новогоднее блюдо у вас есть?

— Оливье, наверное. Правда, сейчас уже оливье без майонеза и мяса. Получается такая ущемленная версия, со сметаной. Я не вегетарианец, ем рыбу, иногда могу себе позволить птицу, но редко. Что-то мне стало тяжеловато, и я спокойно обхожусь без мяса. Хотя до этого был «мясным» человеком.

— Какие новогодние фильмы смотрите?

— Новогодние комедии, наши и американские. По настроению. Недавно показывали по какому-то каналу «Иронию судьбы», и я подзавис на ней. В детстве я ее любил очень, каждый год смотрел в обязательном порядке. Фильмы Владимира Меньшова обожаю — «Москва слезам не верит», «Любовь и голуби». Доброе кино, которое раскрывает душу. Сегодня время такое, когда стараешься душу закрывать и не открываться. Поэтому иногда надо делать зарядку для души, открывая ее для чего-то светлого и хорошего.