Александр Градский: человек, который может всё

Александр Градский. © / www.russianlook.com

3 ноября исполняется 65 лет Александру Градскому — музыканту, чьи песни любой угадает «с одной ноты», человеку, который всегда говорит то, что думает.
Огромное влияние на формирование музыкального вкуса Александра Градского оказал его дядя, работавший в Ансамбле народного танца СССР. Именно он привозил племяннику запрещённые в то время пластинки — Элвиса Пресли, Луи Армстронга и многих других. Окончательную точку в вопросе творческого самоопределения музыканта поставили The Beatles — «глобальное эмоциональное потрясение» для Градского. Первым его коллективом была группа «Славяне», выступавшая с репертуаром The Beatles и The Rolling Stones. Но чужих песен Градскому было мало, он мечтал исполнять собственные произведения, поэтому в 1966 году основал группу «Скоморохи» (в состав также вошли Владимир Полонский и Александр Буйнов). «Скоморохи» первыми в СССР сделали рок-программу на русском языке и заявили о себе на всю страну в 1971 году, успешно выступив на Всесоюзном фестивале «Серебряные струны».

   
   

Уже через год Градский записал две песни для альбома Давида Тухманова «Как прекрасен этот мир» («Джоконда» и «Жил-был я»), а вскоре свет увидела его первая сольная пластинка. Однажды в аппаратной Александра Градского услышал режиссёр Андрон Михалков-Кончаловский, который предложил музыканту поработать над фильмом «Романс о влюблённых». Это был настоящий прорыв: за пластинку с музыкой и песнями из фильма международный журнал Billboard признал Градского «Звездой года».

С тех пор Александр Градский не останавливался ни на минуту: музыкальные эксперименты в разных жанрах, от рока до оперы, аншлаги на концертах, работа над кинофильмами и спектаклями.

«Востребованность была в такой степени велика, что мне платили самые высокие гонорары — начиная с 1975 года я был одним из, может быть, двух-трёх самых высокооплачиваемых артистов во дворцах спорта. Почему? Да потому что я в любом городе мог собрать залы (например, давал 20 с лишним сольных концертов в питерском зале «Юбилейный», где было шесть тысяч мест, — по три концерта в день, итого 18 тысяч человек в день). Сегодняшним гастролёрам такие цифры и не снились, они даже не понимают, что это такое», — вспоминает Градский.

Александр Градский, 1987 год. Фото: РИА Новости / Игорь Михалев

Всего музыкант записал около 30 дисков и стал автором музыки более чем к 40 художественным фильмам (среди них — «Узник замка Иф», «Поговорим, брат» и другие). Александра Градского называют «дедушкой русского рока» за то, что представил советскому слушателю совершенно новую музыку. Всем также известен независимый характер артиста — Александр Градский не стесняется «резать правду-матку», часто удивляя собеседников резкими высказываниями. Новое поколение зрителей знает Градского благодаря его участию в телепроекте «Голос», где мэтр выступает в качестве наставника третий сезон подряд и обладает непререкаемым авторитетом.

«Я могу сделать всё, что хочу, — говорит Градский. — Главная мечта заключалась в том, что я должен стать таким умельцем, чтобы для меня не было никаких преград. И я им стал. Я сегодня могу спеть и как Фредди Меркьюри, и как Паваротти. А этого не может сделать ни один певец в мире».

Президент Путин поздравляет Александра Градского с присвоением звания Народного артиста России, 2000 год. Фото: kremlin.ru