Александр Балуев: «Это очень суматошно — играть любовь»

Александр Балуев. © / Кадр из сериала «Дама с собачкой» (2022)

Александр Балуев год заканчивает премьерой — в новом детективном телесериале «Дама с собачкой» он сыграл вышедшего на пенсию судью.

   
   

По сюжету пенсионерка, бывшая учительница математики Агата Марфина (Елена Яковлева) после смерти мужа переезжает в элитный поселок к дочери и ее мужу. Дочь надеется, что бабушка займется воспитанием внуков, однако Агата Денисовна становится случайным свидетелем загадочного убийства и вместе с любимой собакой Сири берется его расследовать. Помогают ей бывший ученик, местный следователь Эдуард Свиридов и новый сосед, судья на пенсии Игорь Холодов. Aif.ru спросил у Александра Балуева, почему ему, как и его герою, спокойно не живется.

«Ради Достоевского можно и постараться»

Ольга Шаблинская, aif.ru: — Александр, я не поленилась и посчитала, сколько в вашей фильмографии картин. Более ста! А какая из сыгранных ролей принесла полное актерское удовлетворение?

Александр Балуев: — Абсолютного удовлетворения ни одна роль не принесла. Какими-то местами, кусками, может, что-то и выходило — к примеру, у Станислава Сергеевича Говорухина в картине «Благословите женщину». Но полного удовлетворения — нет, к сожалению, я никогда не получал. Надеюсь, это чувство еще впереди.

— Может, вы в принципе самоед, поэтому никогда собой не довольны?

— Я знаю людей в моей профессии, которые в восторге от себя и абсолютно удовлетворены тем, что и как они делают. У меня это не так. Это не значит, что я самоед. Но вообще все действительно начинается с тебя самого, а не с кого-то там. И победы, и поражения — ты в этом участвуешь. И ты либо ошибся, либо не ошибся. Если картина с твоим участием не выстрелила, ты не имеешь права сказать «Это не мое дело. Я сделал что мог, а у вас не получилось». Нет. В том числе и ты сам делал что-то, что привело к тому или иному результату. Или не делал.

— Разве бывало такое, что вы не до конца выкладывались на съемочной площадке?

   
   

— Бывало, конечно.

— Потрясающее заявление! Обычно никто из актеров ничего подобного не говорит.

— Обычно люди же врут. Ну, и я сейчас могу приврать, поскольку даю интервью. Вы же не думаете, что любое интервью — это откровение? Такого не бывает. А вот степень этой неискренности — другой вопрос.

Но я действительно могу сказать, что не всегда выкладывался в работе. С чем это может быть связано? С тем, в чем я снимался, с какой целью работал. Разные истории, разные режиссеры — да все разное! И говорить, что в американском кино я выкладывался — глупо. Не в чем там было выкладываться, нужна была лишь определенная актерская точность. (Балуев сыграл генерал-майора российской армии Александра Кодорова в боевике «Миротворец» 1997 года режиссера Мими Ледер с Джорджем Клуни и Николь Кидман — прим. ред.)

Кадр из фильма «Миротворец» (1997)

А вот когда я играл в «Преступлении и наказании» у Дмитрия Светозарова — там выкладки совсем другие. (Восьмисерийный телевизионный фильм по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» на Первом канале, где Балуев сыграл Аркадия Ивановича Свидригайлова. — прим. ред.) Там можно и нужно было стараться.

— А были фильмы, на участие в которых вы согласились только из-за денег, а потом пожалели?

— Конечно, были!

— И какие потом были чувства, когда видели эту картину на экране?

— Ну какие бывают чувства, когда стыдно? Укорял себя, что мог бы этого не делать. Но потом смог себя уговорить, что здесь я снимаюсь ради денег — и мне стало спокойнее.

«Отдыхай, старичок!»

— Давайте теперь про то, что в жизни Балуева остается за кадром. Ваш идеальный день — он какой?

— Мне бы поспать. Если б выдался такой день, чтобы я мог от заката до рассвета спать, это и был бы идеальный день. Давно эта мечта существует.

— А почему нельзя взять выходной?

— (Удивленно переспрашивает) Взять выходной?

— Ну да, сказать продюсерам, режиссерам: «Сегодня меня не беспокоить».

— Так они ответят мне на это: «А, тогда следующий, пожалуйста! Хочешь отдохнуть? Отдыхай, старичок! Старикашка-букашка. А мы сейчас приедем на студию и увидим, какие там цветущие, полные сил и талантливые актеры в очереди на эту роль сидят».

Нет, нет, нельзя так сделать. Наоборот, надо планировать следующие съемки, рассчитывать их график.

— Насчет «старикашки-букашки». Многие актрисы рассказывают, что им трудно переходить на возрастных героинь: привыкли играть романтических барышень, а тут их маму надо исполнить. А вам каково играть «пожилые» роли?

— Прекрасно! Я всю жизнь дедов играл — никаких любовных заморочек, никаких поцелуйчиков, ухаживаний — ничего! И ты вроде делаешь вид, что все понимаешь в этой жизни.

У женщин переход на возрастные роли происходит действительно болезненно. Женщины вообще свои года воспринимают иначе, нежели мужчины. Хотя в нашей профессии иногда мужчина покруче иной дамы к возрасту относится. Но за собой я этого не замечал.

— Я так понимаю, вы не любите романтические роли с «поцелуйчиками»?

— Не то что не люблю... Но то проблематично, много всяких заморочек. Суматошно.

— Играть любовь суматошно?

— Конечно! Ты любишь — тебя не любят, тебя любят — ты не любишь. Это же не бывает, чтобы только «люблю-люблю» — вернее, бывает, но исключительно в плохом кино.

— А в жизни у Александра Балуева как бывает с любовью?

— А в жизни не играешь ничего, жизнь такое тебе иногда даст, что мало не покажется. (В 2003 году актер женился на гражданке Польши, журналистке Марии Урбановской, с которой до этого десять лет состоял в фактических отношениях. Дочь Мария-Анна родилась в 2003 году. В 2013 году они развелись. Урбановская с дочерью вернулись в Польшу — прим. ред.)