Сила — не в кулаках
Ольга Шаблинская, «АиФ. Здоровье»: Людмила Алексеевна, по фильмам вы всегда производите впечатление очень сильной женщины. А какая вы в жизни? Бывают ли у вас такие моменты, когда вы чувствуете себя слабой, неспособной справиться с ситуацией?
Людмила Чурсина: Всё бывает. Чем сильнее человек, тем слабее он в моменты спада. У вас ощущение, что я сильная? Нет, оно очень обманчиво, за счёт внешности, за счёт того, что я интроверт, камерный человек. Но только с годами приходит опыт и понимание, что подчас и не в силе дело, а в разумности. Потому что сила, если иметь в виду кулаки, не всегда нужна. Надо просто уметь слушать, слышать, смотреть и видеть. А слышим мы не только ушами, слышим душой, сердцем. И надо прислушиваться к своим сердцу и душе, потому что они не обманут. В любом человеке есть свой и судья, и защитник, и врач. Мы просто разучились общаться с самим собой. А ведь интуиция — это великий дар, особенно он свойственен женщинам. Интуиция не обманывает.
— В советские годы вы были одной из самых востребованных актрис кинематографа. В последние годы снимается очень много сериалов, но вас в них не видно. Почему?
— Начнём с того, что я не люблю огромные сериалы, 12 серий для меня — более чем. Во‑вторых, не так давно мне предложили тако-о-ой сценарий, что... Я прочла, и меня оторопь взяла. Большая роль, но знаете, кто моя героиня? Бандерша всей округи Краснодарской. И фамилия у неё Гроза. Я подумала: «Боже мой, ну сколько уже этого было на экране?» Отказалась, конечно.
Красота — истинная и мнимая
— С Запада к нам пришло стрем-ление быть вечно молодыми, отсюда процветание пластической хирургии, женщины готовы идти практически на любые жертвы, лишь бы на лице не было ни морщинки. Как вы к этому относитесь?
— Это действительно странная тенденция — сегодня все омолаживаются. Такое ощущение, что людей среднего возраста и пожилых не существует! Идёшь мимо газетного киоска, смотришь журналы. На обложках — все только до 20 лет. Сейчас даже секретарши нужны лишь определённого вида: чтобы ноги от ушей и хорошенькая. С ней очень удобно, наверное. А опытная женщина 45–50 лет, которая имеет стаж, понимает, как можно разрулить проблему, как с документами работать и так далее, невостребована.
Хотя, думаю, мы потихоньку начали возвращаться к тому, что средний возраст и старость — это не беда. По-моему, все уже немножечко поднаелись молодостью. Ведь, если в молодые годы ты гонишься только за внешней привлекательностью и красотой, это опустошает с годами.
— А что, по-вашему, есть красота?
— Если говорить о внешности, то русские женщины всегда были красивыми, но сейчас они ещё и умеют себя подавать, оформлять. Так что нам есть чем гордиться.
А если говорить о внутреннем содержании... Для меня красив человек, если в нём есть доброжелательность, отзывчивость, внутреннее достоинство, такт. Но сегодня почему-то вседозволенность считается свободой. А свобода — это прежде всего необходимость не нарушить границы людей. Причём в любом смысле. Знаете, я приведу простой бытовой пример. Меня поражает: когда едешь по России, видишь жутко замусоренные дороги. Но почему, переезжая границу с Эстонией, ты не увидишь там коробок этих, бутылок, пакетов? Почему мы не уважаем самих себя? Когда люди научатся ценить и свою собственность, и уважать собственность соседа?
Источник позитива
— Времена сейчас непростые. В чём вы сегодня черпаете позитив?
— Очень много сил мне даёт природа. Радуюсь, когда вижу талант — он всегда нов, когда смотрю интересные спектакли и думаю: «Ах, я бы тоже в таком сыграла» — и начинаю завидовать по-хорошему. Уныние — это грех. Пока мы недовольны жизнью, она всё равно проходит. Поэтому надо искать радость в жизни.
А ещё надо учиться принимать то, что ты не в силах изменить. Мой папа уже несколько лет как ушёл из жизни, мама и сестра — тоже. Но у меня есть потрясающий племянник. Есть его дети — мои внучатые племянницы, его семья. Если меня ещё держат на этой земле, значит, я для чего-то им нужна.