Актер, ставший Спартаком. 7 фактов о Кирке Дугласе

Кирк Дуглас. © / Public Domain

Фильм Стенли Кубрика «Спартак» в СССР увидели в 1967 году — сюжет картины о восстании рабов в Древнем Риме хорошо укладывался в советскую идеологию. Был балет Арама Хачатуряна «Спартак», были одноименные футбольная и хоккейная команды и целое спортивное общество, был и немецкий марксистский «Союз Спартака». Ну а после выхода фильма Кубрика появился и тот, изначальный Спартак — раб из Фракии, римский гладиатор. И теперь у него было лицо голливудского актера Кирка Дугласа.

   
   

1. Родители Дугласа родились в Российской империи

Для советских граждан он был практически земляком. Его родители родом из Могилевской губернии Российской империи, они перебрались за океан ещё до революции, и хотя их единственный сын родился уже в США, изначально он носил имя Исер Данилович. Потом Даниловичи сменили фамилию на более «американскую» — Демски, но всё равно это звучало для американцев слишком сложно. И когда Исер вплотную столкнулся с местной бюрократической машиной во время записи добровольцем на фронт в 1941 году, он решил быть проще — и превратился в Кирка Дугласа. По другой версии, псевдоним он взял под влиянием преподавателя Американской Академии драматических искусств, где обучался актерскому мастерству — тот посоветовал талантливому ученику сменить имя на что-то более запоминающееся.

2. Кирк Дуглас родился в Амстердаме

Не в том самом Амстердаме, который в Нидерландах, а в том, который находится в штате Нью-Йорк. Случилось это 9 декабря 1916 года, и он был единственным мальчиком из семи детей. Позже он вспоминал, что шум в доме и бедность стали причиной его желания вырваться из отчего дома и прославиться — путь к успеху он нашел в актерской профессии. Впрочем, талант у него тоже имелся.

3. Пробиться в Голливуд ему помогла девушка

Но чтобы попасть в Голливуд, ему потребовалась протекция. С актрисой Бетти Джоан Перски (она известна под псевдонимом Лорен Бэколл) он учился в одной группе в Академии. Он нравился девушке, но ему самому больше приглянулась её подруга — актриса Дайана Дилл. На Дилл он женился после возвращения из армии, а с Бэколл они остались друзьями на долгие годы. Именно Бэколл порекомендовала продюсеру Хэлу Уоллису взять молодого актера в фильм «Странная любовь Марты Айверс» — там Дугласу досталась роль ревнивого и неуверенного в себе мужа-подкаблучника, страдающего от алкоголизма. Следует отметить, что это единственный персонаж подобного рода в обширной фильмографии Дугласа — после он играл исключительно альфа-самцов.

Кадр из фильма «Странная любовь Марты Айверс»

4. Кирк Дуглас едва не погиб в зените славы

К концу 50-х Дуглас стал одним из самых востребованных актеров Голливуда. У него за плечами была пара десятков фильмов — половина весьма популярных, три номинации на «Оскар» и множество планов на будущее. 22 марта 1958 года он собирался лететь на частном самолете продюсера Майкла Тодда по делам, но жена его отговорила. Самолет упал, а все его пассажиры погибли. В 1991-м году он всё же побывал в авиакатастрофе — вертолет, на котором он летел, столкнулся с легким самолетом. Дуглас и ещё два человека в вертолете были ранены, а двое из самолета погибли. Этот опыт заставил его вспомнить о еврейских корнях и принять иудаизм.

5. Он не дружил с Бертом Ланкастером

Одной из легенд, которая сопровождала Дугласа на протяжении почти всей его долгой карьеры, была мнимая дружба с актером Бертом Ланкастером. Они действительно часто снимались вместе — за 30 лет набралось семь фильмов, в которых участвовали оба актера. Да и Дуглас постоянно поддерживал эту легенду, а Ланкастер не возражал. На самом деле это была рекламная уловка. Они, правда, не были и врагами — всего лишь соперничали, поскольку были одного типажа и претендовали на одни и те же роли.

Кадр из фильма «Злые и красивые»

6. Кирк Дуглас прекратил «маккартизм» в Голливуде

Сделал он это, правда, не слишком осознанно, а ради спасения того самого «Спартака». Дело в том, что в конце 50-х и начале 60-х Голливуд массово увлекся пеплумами — дорогостоящими историческими фильмами про Древний мир. Дуглас претендовал на то, чтобы исполнить главную роль в «Бен-Гуре» — одном из главных пеплумов той эпохи, но ему предложили лишь роль второго плана. Он отказался и решил, что сам найдет себе подходящий проект. Дуглас выкупил права на экранизацию книги «Спартак» Говарда Фаста и предложил этот фильм компании United Artists, но та уже разрабатывала нечто подобное. Делать фильм согласились в Universal, сценарий написал сам Фаст, но он, по отзывам, был «катастрофой». И тогда на помощь был вызван Далтон Трамбо — сценарист, который за десять лет до этого попал в «Черный список» Комиссии по расследованию антиамериканской деятельности. Дуглас, который стал одним из продюсеров «Спартака», согласился на полное упоминание Трамбо в титрах — до этого тот использовал псевдоним, чтобы не подвергнуться наказанию. Впрочем, времена маккартизма уже закончились, так что никаких санкций к «Спартаку» и его создателям не было. Но такой ход с включением Трамбо в титры дал возможность и другим опальным кинематографистам выйти из подполья.

   
   
Кадр из фильма «Жажда жизни»

7. Кирк Дуглас не получил «Оскар» за роли в кино

В принципе, в первые годы своей голливудской карьеры Дуглас уверенно шёл к «Оскару». К концу 50-х у него было три номинации — за спортивную драму 1949 года «Чемпион», за драму о киноиндустрии «Злые и красивые» (1952) и за жизнеописание художника Винсента Ван Гога «Жажда жизни» (1956). Но после «Жажды...» случилось непонятное — ни одной номинации ни за один проект, которых набралось почти девяносто. Лишь почетный «Золотой глобус» в 1966-м — к полувековому юбилею, да не менее почетный «Оскар» спустя ещё 30 лет — к 80-летию и «за полвека творческих и моральных усилий в кинематографическом сообществе». Фактически это была констатация факта — Кирк Дуглас добрался до статуса патриарха. Он же прожил ещё много лет и умер лишь в 2020-м, на 104-м году жизни.