Актер Никита Ефремов: «Кино — это способ прожить свои негативные чувства»

Никита Ефремов. © / Геннадий Авраменко / Из личного архива

У Никиты Ефремова фирменная семейная улыбка. Кажется, что такому человеку нельзя не симпатизировать, не доверять. Вот и повадились режиссеры предлагать актеру роли садистов и маньяков, чтобы сыграть на противоречии внутреннего и внешнего. Никита уже был серийным убийцей в «Хорошем человеке». Скоро на экраны выйдет мистический триллер «Сестры», в котором герой Ефремова стал настоящим кошмаром для своей семьи. И фирменная ефремовская улыбка заиграла новыми красками.

   
   

Тайные уголки души

Елена Садкова, aif.ru: — Никита, ваш герой в «Сестрах» — жуткий человек. Вы не в первый раз беретесь за таких неоднозначных персонажей. Интересно с такими типажами работать?

Никита Ефремов: — Меня всегда привлекали отрицательные персонажи. Всем же хочется быть хорошими, поэтому теневая сторона — злость, ненависть, обиды, страх — вытесняются куда-то вглубь. Но мир все-таки немного по-другому устроен. И эти загнанные глубоко чувства надо воспринимать как сигналы: во мне что-то не так, на это стоит обратить внимание.

Поэтому — да, мне таких героев играть интересно, потому что это еще и повод посмотреть на то, что происходит со мной, есть ли у меня такие тайные уголки. Это возможность не забывать о своей теневой стороне. И, кажется, в обществе это востребовано. Сейчас вокруг хаос. А ведь то, что происходит с нами, не появилось ниоткуда. Это некая всеобщая «тень», которой не уделили внимания, про которую забыли, не осознали, и она вот так, к сожалению, проявилась.

Кино — это один из безопасных способов прожить свои чувства.

— То есть наблюдение за чужим зверством — это возможность разобраться в себе?

— Да, как делали это и, не побоюсь таких сравнений, Шекспир, Достоевский и многие другие авторы. Кино — это один из безопасных способов прожить свои чувства. Буду рад, если при просмотре кто-то обратит внимание на свои теневые стороны или, может быть, признает их в себе. И что-то изменится у них в жизни.

   
   

— Пойдет ли зритель сейчас на такое жесткое кино? Его довольно тяжело смотреть. А негатива в жизни и так хватает.

— Многие артисты говорят, что ни кино, ни театр не могут изменить жизнь. Но я верю в теорию «взмаха крыла бабочки». Мне иногда хочется отвернуться от неприятностей, сделать вид, что чего-то нет. К примеру, не смотреть тяжелое кино. Но подобные фильмы задают такие вопросы, которые хорошо бы задать самому себе. Ведь, если во время моих встреч с психологом мне не хочется его слушать, значит, он копает куда надо. Я хочу, чтобы люди благодаря таким фильмам нашли что-то у себя внутри. Как правильно говорится: если тебе не нравится что-то в другом человеке, скорее всего, это есть и в тебе.

— Часто после премьер фильмов, главным героем которых становится маньяк, вспыхивают споры — этично ли снимать такое кино, основанное на реальных событиях. Вы очень убедительно сыграли подобного изверга в «Хорошем человеке». На ваш взгляд, надо ли вообще ворошить эти темы?

— Я считаю, что да. Вообще жанр «по реальным событиям» всегда востребован у публики. Например, мне самому интересно смотреть какие-то документальные фильмы. Понятно, что в наш век информации и дезинформации сложно отследить, где реальность, а где — нет. Но все-таки не забываем, что есть художественная правда, притча. А если вы про страх, что кто-то, посмотрев такой фильм, начнет подражать чему-то, то все зависит от воспитания. У меня, видимо, воспитание хорошее.

Никита Ефремов. Кадр из сериала «Хороший человек» (2020)

— Но обилие жестокости в кино иногда смущает.

— Да в новостях круглосуточно говорят про убийства! Ну, хорошо, давайте запретим «Молчание ягнят» и будем снимать нечто из серии «палка, палка, огуречик — вот и вышел человечек». Согласен, есть тяжелые темы. Почитать того же Достоевского или Толстого... Но в этом ведь тоже важная часть человеческой жизни. И когда мы пытаемся на эту часть не смотреть, не замечать ее, она прорывается по-другому. В мире ведь есть все, как бы ни хотелось человеку контролировать, что вот это должно быть, а этого быть не должно.

«Учусь себя любить»

— У вас в этом году уже вышло два проекта — «Оффлайн», «Нулевой пациент», вот сейчас «Сестры». Как хватает сил на такое количество работ?

— Я отдыхаю в перерывах. Сделал работу — позволил себе отдохнуть. Это как в сельском хозяйстве: в один год земля засеивается, в другой отдыхает. Потому что если засеивать ее постоянно, не будет никаких плодов. Не хочу надрываться. Я себя люблю.

— Но судя по количеству проектов...

— Есть, конечно, перехлесты. Ну хорошо... Учусь себя любить, учусь отдыхать. Можно, например, куда-нибудь съездить, где еще не был. Нравится бывать на природе, в баню ходить. Или сменить вид деятельности. Например, когда пишу музыку, время бежит незаметно. Люблю вкусно поесть, спорт люблю.

— Вижу иногда в соцсетях, как вы музицируете. Была мысль писать саундтреки к фильмам?

— У меня есть желание это делать, но, видимо, оно пока не настолько сильное. Если бы хотел, то уже бы делал.

— В «Оттепели» вы сыграли Олега Николаевича Ефремова, вашего деда. Сложно было решиться на такую роль?

— Ну, это же был прикол, не более. Там даже текста не было. Не вижу никакого великого художественного высказывания в том, что я вышел из подъезда и, махнув рукой, позвал кого-то внутрь.

— Для старших поколений Олег Николаевич — безусловный кумир. Но молодежь редко смотрит старое кино. Не обидно, что даже такая огромная слава может уйти, забыться?

— Не знаю. Мне вообще ничего не обидно. Время меняется, жизнь меняется, кто-то уходит, кто-то остается. Молодежь, если заинтересуется, посмотрит. В YouTube есть канал Мосфильма, и там миллионные просмотры у этих фильмов. В конце концов, молодежь во времена Олега Николаевича разве помнила великих предыдущего поколения? Всему свое время, как-то так.

— В фильме «Лето» прототипом вашего героя был Борис Гребенщиков. Вы с ним знакомы?

— Нет. Я слышал, что он вообще изначально был против идеи снять этот фильм и, по-моему, сразу довольно бодро всех послал на фиг. Мне кажется, что он и фильм-то не смотрел.

— Вы пошли на интервью на канал «Плюшки» в YouTube. Там ведущий ведет себя по-хамски, жестко юморит, затрагивает неприятные, а порой болезненные темы. Зачем вам это?

— Порой я позволяю себе что-то пробовать. Не буду раскрывать кухню этой передачи. В данном случае интересно было посмотреть, как я себя в этом почувствую, не застесняюсь ли. Иногда мне понятен такой юмор, иногда нет.

У меня такая натура — по поводу всего сомневаюсь. Но учусь на это смотреть здраво.

— Не пожалели потом?

— У меня такая натура — по поводу всего сомневаюсь. Но учусь на это смотреть здраво. Если вы смотрели мультфильм «Головоломка», помните, там был герой «Страх», который всего боялся, охал, ахал? Девочка пошла в школу, и он ей предоставил три тома опасностей, которые ее поджидают там. Вот у меня такой же страх живет внутри, я с ним здороваюсь, говорю: «Привет! Спасибо, что ты меня оберегаешь, но дальше я сам».

— Мы говорили про вашу загруженность, сейчас над чем еще работаете? И каких проектов ждать?

— Будет еще «Здоровый человек» Петра Валерьевича Тодоровского. Скоро должны выйти «Содержанки. Перезагрузка», где у меня интересная роль с применением пластического грима. Ожидаю премьеру «Тетриса». Это зарубежный фильм, где я сыграл изобретателя этой игры Алексея Пажитнова. Для меня эта работа очень важна. Закончились съемки сериала «Библиотекарь». Режиссером был Игорь Твердохлебов, который снимал «Триггер». Пока так.

Никита Ефремов, кадр из фильма «Нулевой пациент» (2022)

— А как же мультфильм «Иван Царевич и Серый Волк»? Вы же там снова озвучиваете Ивана. Меняется как-то ваш герой с годами?

— Мне кажется, что это я меняюсь, взрослею, а Иван пока благостно остается прежним. За это мы его и ценим. Потому что он хоть и Царевич, но часть наивного дурачка в нем все равно есть. Он в хорошем смысле слова Иван-дурак. Если вспомнить объяснения Михаила Задорнова, то слово «дурак» можно расшифровать как «иду к Ра», то есть иду к солнцу. Так что надеюсь, эти мультики — хорошее светлое пятно в нашем прекрасном взрослом мире. Что нас ждет в пятой части? Все связано с его любимой Василисой. Есть препятствия к их чистой любви. Все будет волшебно!