На 86-м году жизни скончался советский и российский актер, народный артист РСФСР Леонид Куравлев.
Об этом сообщил ТАСС со ссылкой на Союз кинематографистов РФ. «Леонид Вячеславович скончался, мы на связи с его сыном», — сказали агентству в организации.
В начале января 2022 года Куравлев попал в реанимацию больницы в Коммунарке, а его состояние оценивалось как тяжелое. Источник издания «СтарХит» рассказывал, что у актера проблемы с дыханием, а его тест на коронавирусную инфекцию был положительным. Куравлев находился на аппарате ИВЛ и был под круглосуточными присмотром медиков. Правда, по словам сына актера, коронавирус у Куравлева обнаружен не был.
Леонид Куравлев родился 8 октября 1936 года в Москве, но в детстве пять лет провел в Мурманской области, куда была сослана его мать. По его собственным воспоминаниям, учился он плохо, ему тяжело давались точные науки, и после школы по шутливому совету двоюродной сестры решил поступать на актерский. Опыта в профессии у него было совсем немного — лишь однажды Куравлев участвовал в школьном спектакле, так что неудивительно, что во ВГИК он не попал. Но теперь это стало мечтой, от которой он отказываться не стал. Работал простым рабочим, через год попробовал ещё раз — и оказался на актерском курсе Бориса Бибикова.
Правда, первые годы учеты во ВГИКе оказались неожиданно трудными, Куравлева даже собирались отчислить, но он сумел собраться и доказать себе и окружающим, что может быть актером. Ещё студентом снялся в работах своих сокурсников — дипломном фильме Андрея Тарковского и Александра Гордона «Сегодня увольнения не будет…», а также в дипломной работе Василия Шукшина «Из Лебяжьего сообщают».
С Шукшиным Куравлев и делал первые шаги в большом кино — они оба сыграли роли второго плана в мелодраме Льва Кулиджанова «Когда деревья были большими». Потом Куравлев сыграл главную роль в дебютном полном метре Шукшина «Живёт такой парень» и в его втором фильме — «Ваш сын и брат».
После этих ролей Куравлев стал настоящей кинозвездой. Шукшин и после этого звал Куравлева в свои фильмы, специально писал для него персонажей, но тот отказывался — не хотел повторяться, искал разные типажи. Шукшин, впрочем, не обижался.
С типажами у Куравлева всё было отлично. В конце 60-х и особенно в 70-е годы он снялся в таком огромном количестве разноплановых картин, что остается только удивляться. Хома Брут в «Вие», Шура Балаганов в «Золотом теленке» Михаила Швейцера, чекист и комиссар в исторических фильмах «Крах» и «Гори, гори, моя звезда», возлюбленный в «Начале» Глеба Панфилова, священник в «Семи невестах ефрейтора Збруева», инопланетянин в «Этой весёлой планете».
Ну и, разумеется, обаятельный и радеющий за державу авантюрист Жорж Милославский в комедии Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию», оберштурмбанфюрер Айсман в «Семнадцати мгновениях весны» Татьяны Лиозновой и Афоня.
По слухам, Леонид Куравлев недолюбливал сыгранного им сантехника из фильма Георгия Данелии, но, пожалуй, именно эта роль сделала его поистине народным артистом — а соответствующее почетное звание (он стал народным артистом РСФСР в 1977-м) лишь закрепило сложившийся статус-кво. И статуя в Ярославле недаром показывает именно героев этого по-настоящему народного фильма.
Вообще Куравлев снимался много и часто. Не отказывался от ролей второго и даже третьего плана, появлялся почти во всех больших проектах советского кино — в том числе, например, в «Место встречи изменить нельзя» Станислава Говорухина, в серии фильмов о Шерлоке Холмсе Игоря Масленникова.
Он не потерялся и в российском кино — сыграл у Владимира Меньшова в комедии «Ширли-мырли», в «Сибирском цирюльнике» Никиты Михалкова, в «Турецком гамбите» Джаника Файзиева и даже в сериалах «Бригада» и «Улицы разбитых фонарей». Всего в его фильмографии около 200 работ — Куравлев словно был талисманом для режиссеров, которые хорошо знали, где и как можно применить его талант.
Лишь в начале 2010-х, после смерти жены, с которой они вместе прожили 52 года, Леонид Куравлев фактически ушел из кино — пара эпизодов не в счет. Правда, в интервью АиФ актер говорил, что отказывается от предложений, потому что нет интересных ролей, но признавался, что в кино сделал всё, что хотел — при помощи Татьяны Лиозновой и Леонида Гайдая.
«Приглашали и приглашают. Но со временем всё меньше и меньше. А перестали меня звать в кино, потому что я сам отказываюсь. Те сценарии, которые мне сегодня предлагают, не соответствуют тем высоким стандартам, которые были в нашем советском кинематографе. Так что я своё дело в кино уже сделал…» — говорил он.
Источник:
https://tass.ru/kultura/13566927