А ей несчастье помогло. Любовь и разочарование Зинаиды Славиной

Зинаида Славина. © / Виталий Белоусов / РИА Новости

6 апреля 1940 года родилась актриса Зинаида Славина. Звезда легендарного Театра на Таганке, она была уверена, что режиссер Юрий Любимов, которого Славина боготворила, своим отъездом из Советского Союза предал и театр, и всю труппу, им самим и созданную.

   
   

Гуталин в волосах

В школьном драмкружке Зиночка считалась самой талантливой девочкой. Она старалась, чтобы ее заметили, ведь школьница грезила сценой, театром, аплодисментами и нарядами артисток, которые завораживали тогда всех молодых девушек.

Все в классе были уверены, что Зиночка Славина станет мегазвездой. Каково же было удивление педагогов и бывших одноклассников, когда ни в первый, ни во второй год поступления Славину в театральный вуз не взяли. Но Бог, как говорится, любит троицу. Зинаида не отчаялась и попытала счастья в третий раз. И с этой третьей попытки она-таки поступила в Театральное училище им. Щукина.

Дипломный спектакль «Добрый человек из Сезуана» в Щуке ставил Любимов. Он покорил Зинаиду раз и навсегда. Она смотрела на него с трепетом, внимала каждому слову. Когда Любимов стал главный режиссером в Театре на Таганке, он пригласил в труппу и ее. И тут она старалась больше всех и получала отдачу сполна: новые роли, любовь зрителей, овации, о которых она когда-то так мечтала. Также она старалась и ради того, чтобы получить одобрение мастера. Как-то Зинаида услышала, что Любимов больше любит блондинок. Славина, недолго думая, пошла и высветлила свои темные локоны. И в таком виде пришла на репетицию. Любимов был в бешенстве, потребовал, чтобы актриса не возвращалась, пока не приведет себя в прежний вид. Краски под рукой не было, поэтому Зинаида покрасила волосы... гуталином. Так и вернулась на репетицию. Любимов посмотрел на нее и позволил остаться.

За почти четверть века работы в театре Славина сыграла в нескольких десятках спектаклей. Не забывали о Славиной и кинематографисты. Каждый год выходило по фильму с ее участием: «О друзьях-товарищах, «Нос», «Семейные обстоятельства» и др.

Но все-таки главным своим призванием Зинаида считала сцену. «Ну и что, что я не кинозвезда, — говорила актриса. — Моя жизнь — это театр. Он заменяет мне все». Всем для нее был и Любимов. Ходили слухи, что между красавицей-актрисой и режиссером были личные взаимоотношения. На самом деле Зинаида боготворила Любимова, но в отношения с ним, как говорят знавшие ее люди, не вступала.

Зинаида Славина. Кадр из фильма «О друзьях-товарищах» (1970)

Несчастье помогло

Она помогала ему в театре, иногда приезжала домой, чтобы разобраться с бытовыми хлопотами, могла что-то приготовить, убрать. Она считала, что к мастеру нужно относиться только так и не иначе, что о нем нужно заботиться. Конечно, за кулисами перешептывались, не понимали ее. Но Славина не обращала внимания на досужие сплетни и продолжала служить сцене и Любимову.

   
   

Но внезапно ее сказочный мир рухнул. Любимов дал интервью американскому изданию «Times», где очень резко высказался о развитии культуры в Советском Союзе. Это был грандиозный скандал. Любимов стал в СССР персоной non grata. Ему пришлось уехать жить за границу.

А театр и труппа остались брошенными. Славина восприняла отъезд мастера как предательство. «Я не могу даже рассказать, что было, когда Любимов уехал из страны, оставив нас всех — театр и всех своих актеров — здесь, — говорила актриса. — Это были страшные боль и обида». Ей казалось, что она не сможет пережить подобного предательства. «Он все перечеркнул, все хорошее, что случалось за эти годы», — была уверена Славина.

Боль, отчаяние, страшная депрессия, а затем болезнь. После долгих душевных страданий Славина оказалась на больничной койке. «Врачи буквально спасли мне жизнь», — вспоминала Зинаида Анатольевна.

И тут, как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. В больнице Зинаида Славина познакомилась со своим будущим супругом. Он был прикован к постели, сильно страдал, и Зинаида в этом человеке, в уходе за ним нашла новый смысл жизни. Свою любовь, свою заботу она переключила с Любимова на мужа.

Постепенно она вернулась в театр, играла новые роли, научилась снова получать удовольствие от жизни. Но в начале 1990-х любимовское детище распалось на два театра. Славина приняла решение перейти к Николаю Губенко в театр «Содружество актёров Таганки», где проработала до последний своих дней.