12 марта 1925 г. родился Гарри Гаррисон, автор более двухсот опубликованных рассказов и 35 романов. Самые известные среди них — серия научно-фантастических произведений «Стальная крыса», «Мир смерти» и «Билл — герой Галактики».
Гаррисон был не только одним из самых ярких писателей-фантастов XX века, но также видным общественным деятелем: занимал пост вице-президента общества «Американские писатели научно-фантастического жанра», был членом Британской научно-фантастической ассоциации, основателем и президентом «Всемирной НФ» — международной организации, объединяющей профессионалов жанра.
О профессии:
Интересно, что в детстве будущий известный писатель долго не мог определиться, кем он хочет стать, когда вырастет. Дело дошло даже до того, что Гаррисон бросил монетку, чтобы сделать выбор — выпало идти учиться на художника. Однако судьба распорядилась иначе: поколение Гаррисона оказалось поколением призванных, и ему потребовалось благополучно закончить не колледж, а войну. С 1943 по 1946 год писатель-фантаст служил в ВВС США и, несмотря на то, что люто ненавидел армию, дослужился до сержанта. Война, по признанию писателя, очень многому его научила, но главная мысль, которая присутствует абсолютно во всех книгах Гаррисона, очень проста: он против войны.
Об имени:
Необычная история с именем Гаррисона сродни фантастическим сюжетам его книг: своего настоящего имени писатель не знал в течение долгих лет. Всё дело в том, что его отец, по настоянию отчима, зарегистрировал мальчика как Генри Максвелла Демпси, а семье сообщил другое имя — Гарри Гаррисон. И в школе, и во дворе будущий фантаст всегда представлялся как Гарри, но однажды юноша отправился за паспортом и с удивлением обнаружил, что он Генри. Именно поэтому Гарри Гаррисона называют единственным писателем, имя которого совпадает с его псевдонимом.
О финансах:
В России Гаррисон всегда был одним из самых популярных фантастов, но, несмотря на плодотворную работу, вплоть до 1980-х годов ему приходилось больше думать о своих финансах, а не о творчестве. Иногда денег семье Гаррисона не хватало даже на основные продукты, а сам он мечтал зарабатывать хотя бы столько же, сколько лифтёр в издательстве, выпускающем его книги. За первые романы, опубликованные в нашей стране, их автор не получил ни копейки, хотя они расходились огромными тиражами. Кроме того, о продаже русских переводов в Грузию, Армению и другие советские республики писателю даже не сообщили, и уж тем более, за них не заплатили.
О кино:
С киноиндустрией Гаррисону фантастически не везло: предложения об экранизации его книг поступали постоянно, но съёмками дело закончилось всего однажды. В 1973 году американский режиссёр Ричард Флейшер снял фильм-антиутопию «Зелёный сойлент» по роману Гаррисона «Подвиньтесь! Подвиньтесь!». В сценарий без согласования с автором было внесено множество изменений, что, конечно же, ему не понравилось. Позже режиссёр долго убеждал Гаррисона, что дополнения были необходимы для того, чтобы немного «оживить» картину. К примеру, в книге «Подвиньтесь! Подвиньтесь!» не было ни слова про каннибализм, а в фильме это оказалось чуть ли не главной темой, вызвавшей бурную реакцию у зрителей.
К удивлению Гаррисона, экранизация оказалась удачной. «Зелёный сойлент» получил множество наград, после чего продюсеры ещё чаще стали обращаться к писателю, и некоторые из них даже выкупали права на съёмки киноверсий его романов. Одна из американских компаний продлевала договор на экранизацию книги Гаррисона на протяжении 27 лет, но, несмотря на удивительно долгий срок договора, съёмками он так и не закончился.
О творчестве:
Гаррисон работал в самых разных направлениях фантастики, но в каждом его рассказе, в каждом романе обязательно был какой-то философский подтекст. Несмотря на серьёзность многих произведений автора, его воспринимают как весёлого писателя. Всё дело в том, что Гаррисон прекрасно умел иронизировать по любому поводу, умел увлечь читателя забавным сюжетом или парадоксальным подходом к теме. Своим творчеством он давал людям веру во что-то сверхъестественное, что-то необычайное. Фантаст говорил, что воспринимает свой вымышленный мир как реальный, и надеялся, что читатели относятся к нему точно так же.
О бессмертии:
В одном из своих последних интервью Гарри Гаррисон сказал: «Я знаю, что умру до 89 лет, то есть более чем за год до 90-летия я кану в Лету своего личного бессмертия». Так и случилось. Сегодня бы ему исполнилось 90 лет. Он умер на 87-м году жизни. Но писатель утверждал, что не боится смерти, она для него была не концом, а началом чего-то спокойного и умиротворённого.